Журнал "Воспитание народа"

Сообщений в теме : 72
Страницы : 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Дата/Время: 12/03/07 00:22 | Email: Новая Публицисти
Автор : Игорь Задорожный

сообщение #070312002221
ВН-2-2006

Игорь Задорожный

ГЕНЕРАЛЫ ЦЕРКОВНЫХ ПОДВАЛОВ

… Эту печальную историю рассказал мне старейший член Одесской церкви ЕХБ,
участник боевых действий в Великой Отечественной войне, Михаил Петровский [фамилия изменена]. Его дочь оставила сынишку на попечение деда и отправилась на заработки на Дальний Восток. Заботливый дедушка пестовал внука до 13 лет, пока при церкви ЕХБ не открылся детский дом. С большим трудом брат Михаил поместил своего внука в престижное заведение. За пять лет пребывания в христианском детском доме внук хорошо изучил Библию, выучил на память «Отче наш» и дал обет «доброй совести». Когда внуку исполнилось 18 лет, он перебрался жить в дедушкину двухкомнатную квартиру в центре города. И вот тогда Михаил стал замечать за внуком странные вещи. Молодой, полный физических сил юноша не торопился устроиться на работу. Но из кармана бывшего фронтовика стали пропадать небольшие суммы денег. Пришлось на ночь прятать кошелёк под подушку. Дедушка, бывший разведчик, без труда проследил, куда уносит внук похищенные у него деньги. Оказалось, что внук пристрастился к игровым автоматам, которые стоят на каждом углу приморского города.
Однажды в душную августовскую ночь Михаилу не спалось. Около половины второго ночи щёлкнула задвижка на двери, и при свете луны старик увидел силуэт своего внука. Не догадываясь, что владелец двухкомнатной квартиры не спит, юноша взял вторую подушку и стал его душить. Задыхаясь и теряя сознание, дед успел несколько раз ударить кулаком в стенку, за которой жил милиционер. Сосед сразу догадался, что нужна его помощь. Выбив плечом входную дверь, милиционер ворвался в спальню и
предотвратил преступление.
Кто-то скажет: зачем сгущать краски? В семье не без урода. Я тоже думал, что это исключительный случай. Но выходцы из СССР, проживающие сейчас в США, в городе Сакраменто, сообщили, что в баптистских русскоговорящих церквях США, состоящих из эмигрантов бывшего Советского Союза, тоже не всё благополучно с подрастающим поколением. В одной из общин группа молодёжи забила насмерть своего сверстника, а в другой общине молодой юноша принёс в церковь наркотики да еще тяжело ранил из пистолета регента церковного хора, когда тот пытался конфисковать у отрока дьявольское зелье.
* * *
После развала СССР в социальной сфере образовались огромные дыры. К
большому удивлению социологов, в благополучной Украине были обнаружены дети, живущие в теплотрассах под землёй – внуки генералов песчаных карьеров (помните старый бразильский фильм о беспризорниках, которые гордо именовали себя генералами песчаных карьеров?). Бездомные дети стали головной болью служащих районных администраций и сотрудников отделов Министерства Внутренних Дел по борьбе с беспризорностью. Средства массовой информации и телевидение забили тревогу, и церкви многих конфессий откликнулись на призыв чиновников оказать помощь детям из неблагополучных семей.
Кто-то открыл детский приют, другие религиозные общины, опираясь на финансовую помощь христиан Запада, построили христианские детские дома, третьи оказывали одноразовую помощь, выраженную в раздаче благотворительных обедов. Руководители христианских детских приютов и пасторы опекающих их церквей надеялись со временем пополнить свои церкви христианской молодёжью, выросшей у них на полном обеспечении в христианских приютах. Но практика показала, что юноши и девушки, воспитанные при церкви и крещённые «в сознательном возрасте», не всегда следуют канонам своей конфессии и иногда становятся нарушителями шестой Заповеди Декалога.

* * *
Церковь, в которой нет детей и молодёжи, обречена на вымирание. Это хорошо понимали идеологи коммунистической системы. В 1960 году пасторам поместных церквей было разослано «Циркулярное письмо», в котором наряду с новыми ограничениями духовной жизни церквей, было выдвинуто требование не допускать детей на богослужение. Это «Циркулярное письмо» давно утратило силу. Но в некоторых общинах детей по-прежнему упорно продолжают изолировать от слушания воскресной проповеди. Пока идет богослужение дети, находясь в отдельной комнате или в подвале церковного здания, играют в куколки и раскрашивают фломастерами библейские картинки.
Недавно автор этих наблюдений встретил свою родственницу, которой уже исполнилось пятнадцать. Девушка проучилась более десяти лет в воскресной школе при одной баптистской церкви. Получила красивый диплом об успешном окончании библейского курса. На мой вопрос: Кто есть Иисус Христос и что Он сделал для тебя? – вразумительного ответа она дать не смогла… Похоже, Слово Божие она слышала не часто.
В Вестминстерском исповедании веры в главе о Церкви сказано: «Видимая церковь, которая также является вселенской, во время Евангелия состоит из всех живущих на земле верующих, которые исповедуют истинную веру, а также их детей, и является Царством Господа Иисуса Христа, обителью и семьею Божией».
В Израильском народе во время служения Господу дети стояли вместе с родителями. «И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца» (Неем.8:2). С каким благоговением Израильский народ вместе со своими детьми слушал чтение Торы. Присутствие детей на поклонении Господу было нормой поведения благочестивого израильтянина, потому что детям тоже принадлежат обетования данные Богом Аврааму. «Аврааму даны были обетования и семени его» (Гал.3:16).
Наше сердце не может не болеть, когда мы видим в опасности ребенка. Для его спасения мы готовы использовать все доступные нам средства. Но многие ли понимают, что лучшим средством воспитания является проповедь Евангелия? К сожалению, одни христиане столь беззаботны, что позволяют уводить своих детей с богослужения, другие не решаются сказать этим горе-учителям: хватит обкрадывать наших детей! Заявить: мы требуем, чтобы наши дети вместе с нами молились Богу и слушали Его Слово!
Католические миссионеры говорили, что могли бы направить любую страну в лоно Католической Церкви, если бы им разрешили катехизацию детей. Это верно. Для грамотной катехизации нужно всего лишь преподавать детям простые и ясно изложенные библейские истины. И главное – преподавать их не во время богослужения. Хорошо, когда мы возвращаем блудного сына домой, но ещё лучше, когда мы предотвращаем сына от участи блудника.
Дата/Время: 06/03/07 23:00 | Email:
Автор : МАКСИМ ФОКИН

сообщение #070306230012
ВН-2-2006

БОГОСЛОВИЕ

Максим Фокин

«ИИСУС», КОТОРОГО ЛУЧШЕ НЕ ЗНАТЬ
«Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаия8:20);
«...в Святых Писаниях Христос назван тайной, о которую разобьют головы все еретики...» Формула Согласия
«... ересь страшней убийства» М. Лютер

Довольно давно мне попалась книга с интригующим названием: «Иисус, которого ты не познал». Автор, пастор Сандей Аделаджа, на обложке и первой странице книги советовал сделать эту книгу настольной для каждого верующего. А также высказывал свое убеждение:
«... эта книга – одна из самых нужных книг для современных христиан. ...современные христиане лично Христа не знают. Я считаю, что эта книга самая важная из всех, что я написал, и, безусловно, одна из самых нужных для сегодняшнего христианства. Давайте станем друзьями Бога».
Прочитав такое вступление, я поддался искушению прочитать всю эту книгу, тем более зная, что г-н Аделаджа является пастором многотысячной церкви в Украине. Но уже первая глава меня весьма удивила и насторожила. В ней Сандей Аделаджа недвусмысленно заявлял о том, что:
«… у Него (Христа) была такая же греховная плоть, как у нас. Он мог впасть в грех».
Я продолжал читать далее, мне показалось, что здесь какая-то ошибка, не может быть, чтобы пастор самой большой церкви в Европе заблуждался по поводу основополагающих доктрин христианства. Однако в этой же главе г-н Аделаджа неоднократно повторил свое убеждение.
Из человеческой природы Христа автор пытается сделать какую-то смесь святого и греховного. В этой же главе он утверждает:
«Его Отцом был не Адам, а Святой Дух»; «Бог спланировал так, что Отцом Иисуса стал Св. Дух, потому, что кровь должна быть святой и непорочной. Ведь если бы это была кровь человека, то Иисус унаследовал бы и человеческую греховную природу»; «У Иисуса была кровь Святого Духа»;
«Иисус ... принял греховную плоть»;
«у Него была такая же греховная плоть, как и у нас. Он мог впасть в грех»;
«Бог послал Своего Сына в «подобии плоти греховной», такой же греховной, как и наша... У Иисуса была такая же плоть, как у нас»;
«Он первый был рожден дважды»;
«Иисус стал грешным, чтобы Павел стал праведным»;

Вот как Сандей Аделаджа описывает природу грешного Иисуса, на основании своего «мистического» опыта:
«...а искушения были повсюду, особенно летом. На улицах было так много девушек... И все они хотели выйти замуж. Мне нужно было заниматься, а тут столько искушений. И я думал вроде бы нет выхода из этой ситуации, но Бог мне проговорил через этот стих, что Иисус тоже был искушаем во всем, что он был на моем месте, включая и это. Но Он выстоял, ни разу не согрешив».

В другой своей книге Сандей Аделаджа добавляет о сексуальных искушениях Иисуса:
"Однажды я задумался над тем, что помогло Иисусу Христу не грешить в земной жизни. Ведь у Него тоже были искушения"; "Христос постоянно был окружен женщинами"; "Какие же секреты знал Господь, помогающие Ему справляться с искушениями?"; "Ненависть к греху – это то, что всегда спасало Иисуса." ("Сексуальная свобода", Решение проблемы блуда. Киев,2003. С. 145).
Нетрудно заметить, что здесь только шаг до «Последнего искушения Христа» богохульствующего режиссера Скорсезе.
* * *
Между тем, Писание говорит, что:
1. Иисус не имел греховной плоти. Иначе Он не Искупитель. Греховная плоть не может быть жертвой и выкупом за грех. Иисус имел несовершенную человеческую плоть, и в связи с этим испытывал безгрешные слабости. Он уставал, нуждался в пище, питии, одежде, печалился, нуждался в поддержке друзей их молитве, из Его тела текла кровь в момент казни. Он испытывал боль, страх, печаль, скорбь, плакал. Он умер.
В этом Он уподобился братьям и был искушен во всем, кроме греха. Он не был подвержен греховным страстям. В Его плоти не было никаких греховных желаний, подобных тем, которые испытывают люди.
«Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные» (Иак.1:13-16).

Даже когда весь груз человеческого греха обрушился на распятого, умилостивляющего Божий Гнев, Агнца Божьего, Он остался совершенно свят и праведен, в своем теле и душе. Когда Христос умер как человек, Его душа осталось святой, а тело и кровь непорочными.
«…Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян.2:24,26-27).

2. Христос не мог впасть в грех, поскольку в Нем соединены Божественная и человеческая сущности.
«Я и Отец – одно» (Ин.10:30).

3. У Иисуса один Отец, а не два, Дух Святой не является Отцом Иисуса Христа. В Священном Писании нигде не сказано, что Дух Святой является отцом Иисуса Христа.

11-й ТОЛЕДСКИЙ СОБОР 675 г. ПОСТАНОВИЛ:
«Не следует, однако, думать, что Святой Дух есть Отец Сына, из-за того что Святой Дух осенил Марию. Не должно казаться, что у Сына два Отца, говорить так было бы нечестиво» .

4. В греховной плоти не может течь святая кровь. Кровь и плоть Христа были абсолютно Святы. Он не является смесью греховной плоти и святой крови.
«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35).

5. У Христа была человеческая, но святая кровь (а не «кровь» Св. Духа), кровь Марии, которая происходила от колена Иуды. Следовательно, Христос происходит от семени Давида, Авраама, Адама, хотя и был зачат чудотворной Силою Бога, без содействия мужчины. Если бы в нем была не человеческая кровь, Он не был бы человеком, а следовательно и Искупителем людей.
«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Mф.1:1).
«Иисус,… был, как думали, … Сын Давидов…, Авраамов…, Адамов, Божий» (Лк.3:23,31,34,38).
«Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр.2:16).
«Иисуса Христа питала кровь Девы»; «Он был выношен во чреве Девы Марии и стал продолжением ее семени» (Жан Кальвин)

6. Христос не был рожден дважды, в отличие от уверовавших грешников. Он всегда находился в единении со Своим Небесным Отцом.
«На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой» (Пс. 21:10).
Думается, приведенных примеров Писания достаточно, чтобы на их основании сделать вывод о еретической сущности учения Сандея Аделаджи.
* * *
Писание призывает нас бескомпромиссно «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд.1:3). К сожалению, среди харизматов нередко встречается «помазаникофобия». Они боятся обличить заблуждающихся пасторов, но, похоже, совсем не боятся своим молчанием хулить Бога во плоти.
После прочтения этой книги я не упускал возможности в беседах с зачарованными пастором Аделаджей людьми показать ошибки его учения. К сожалению, в большинстве случаев зачарованные усердно отстаивают своего «апостола». В его защиту они выдвигают примерно такие аргументы:
«Для Бога главное – наша святая жизнь и ее плоды. У Сандея они есть – многочисленная церковь и большая социальная работа. Так ли уж важно, что у него какие-то доктрины не совсем верны? Да и кто знает, какая у Христа была плоть? Ведь это тайна, для нас недоступная. Его мать была обычной женщиной, следовательно, и Он мог унаследовать от нее греховную плоть.
К тому же все люди не совершенны, вот и Сандей Аделаджа немного ошибся. Бог даст, исправится».
Дай-то Бог, но вот прошло шесть лет со дня написания этой книги, и вместо покаяния пастор Аделаджа укоренился в своих воззрениях. За это время его книга была издана 5 раз («самая важная... и безусловно одна из самых нужных...» книг).
Популярность книги подтверждает прозорливость одного пастора – журналиста, который верно поставил диагноз современному христианству: «...современные христиане лично Христа не знают», поэтому стремятся стать «друзьями Бога» по г-ну Аделадже, то есть «через познание «Иисуса» который испытывал плотские похоти к женщинам, дважды рожденного, облеченного в греховную плоть, которую омывала святая, нечеловеческая кровь, «Его» второго отца « Святого Духа».
Именно с таким Иисусом нас знакомит пастор Аделаджа в своей книге: «Иисус, которого ты не познал». В других печатных и видеоматериалах его лекций вы можете найти много «любопытного». Например: познакомиться с « Богом» пастора Аделаджи, который «получает приказ от времени» и является по природе «мужчиной смешанным с женщиной» .
Духовно-богословский мир пастора весьма загадочен, и не менее таинственными бывают его ученики. С одним из них я лично знаком, этот человек довольно долго учился в теологическом институте г-на Аделаджи и выполнял обязанности пастора при этом институте. После окончания учебы он решил применить свое образование на практике. Им была поставлена цель: реально научиться слышать живой голос Бога. С этой целью он выкопал землянку на берегу реки Днепр и провел там 40 дней в строгом посте, на одной лишь воде. Во время поста таинственный голос проговорил ученику пастора Аделаджа: «Сделай обрезание», и он повиновался беспрекословно, сделав этот обряд в клинике, совместно с иудеем и мусульманином. Далее «бог» внушил ему, что он наделяется особой силой и статусом бессмертного, и ему более не нужны ни сон, ни пища.
Известен случай, когда пастор Аделаджа в «пророческом» рвении отправил одну из своих двенадцати учеников с миссионерской целью в Арабские Эмираты. Женщина вернулась психически больной, по приезде помещена в психиатрическую больницу, в дальнейшем покончила жизнь самоубийством. Эту трагическую историю мне рассказала бывшая последовательница г-на Аделаджи, которая в нем разочаровалась, видя, что он создал культ своей личности. Войдя в офис г-на Аделаджа, она увидела большой плакат с его собственным изображением во весь рост, внизу под изображением – огромная толпа народа, а в самом верху – надпись:
«Церковь, построенная на откровении пастора Сандея Аделаджи и Господе Иисусе Христе».
* * *
Церкви, которые имеют в своей сокровищнице, кроме Библии еще и богословски точные Исповедания и Символы веры первых вселенских Соборов, ограждены от подобных ересей. При условии, что документы веры не пылятся на полках, но изучаются в церкви.
Такие выдающиеся фигуры Реформации XVI века как Лютер, Кальвин и их последователи, считая Св. Писание судьей богословия, все же весьма часто обращались к Отцам Церкви как надежным толкователям Писания.
Сегодня не только прихожане, но и многие пасторы совершенно равнодушны к изучению богословия, трудов учителей и отцов церкви. Они называют себя протестантами или евангельскими верующими, но им совершенно неинтересно узнать свои духовные корни. Однажды беседуя с одним пастором, я был весьма удивлен тем, что в его представлении Мартин Лютер был черным африканцем , и в связи с этим ему было совершенно неинтересно, чему учил великий реформатор.
Пока российские и украинские пасторы не расстанутся с опасным пренебрежением к богословию, в наших странах будет продолжаться разгул лжеучителей, подобных «академику-апостолу» Сандею Аделадже. А всех без исключения протестантов будут клеймить как злостных сектантов, и это будет платой за полное отсутствие живого интереса к постижению богословия и истории Церкви.

Дата/Время: 10/02/07 13:33 | Email:
Автор : Евгений Каширский

сообщение #070210133358
ВН-2-2006

РОССИЯНАМ О ПРОТЕСТАНТАХ
(С ЛЮБОВЬЮ)

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
2. СУТЬ ХРИСТИАНСТВА
2.1. ОБЫДЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСТВЕ
Когда наши соотечественники слышат о христианстве, у них возникают привычные ассоциации: моя бабушка была верующей и всегда ходила в храм за святой водой, моя жена вдруг стала верующей и тоже ходит в храм за святой водой. … Вот праздник Масленицы, устроенный в рамках празднования дня города. Вроде тоже как-то связан с русским христианством …
Сегодня многие россияне поддерживают православие, но поддерживают его так, что лучше бы они этого не делали. Всем своим видом они показывают незнание основ христианства, а своим поведением нарушают общепринятые евангельские нормы.
Возможно, они, действительно, не знают, в чем сущность христианства.

2.2. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ХРИСТИАНСТВА
Христианство говорит о Боге, Который установил Завет (договор) со Своим народом. Между Богом и Его народом есть Посредник – Иисус Христос. Других посредников в христианстве нет. Христианство признает Бога-Троицу (Отец, Сын и Святой Дух). Иисус – это Сын Божий, второе Лицо Троицы. Христиане признают Иисуса своим Царем и Священником.
В этом суть христианства. Церковные обряды и праздники – это вторичное, менее важное. Главное – Христос и Его народ. Народ обязан жить в рамках Завета, то есть выполнять Заповеди, предписанные в Слове Божием.
Разумеется, христианство содержит в себе много разных идей. Говорит о добре и зле, определяет смысл человека и общественных институтов, культуры и государства. Дает законные методы и средства для достижения целей. Но главное – Христос. Кто не принимает Христа своим Спасителем и Царем, тот еще ничего не знает о христианстве.

2.3. ЦЕРКОВЬ
Апостолы (первые ученики Христа) стояли у основания христианской Церкви. Что именно они делали? Они проповедовали Слово Божие. Самая первая община в Иерусалиме показала пример устроения Церкви, взяв практику еврейской синагоги – проповедь Слова Божиего, молитвы и пение псалмов. Все разговоры о богослужении по типу служения в иерусалимском храме – это поздние имперские разработки. Слово Божие говорит о том, что после Вознесения Первосвященника Иисуса храм может находиться только на небесах. Где священник, там и храм.
На земле находится Церковь – то есть собрание призванных людей (по-гречески – экклесия). Верующие во Христа люди и составляют народ Божий.
Иерусалимская община практиковала общее имущество. Но это не прижилось, поскольку у общины довольно быстро возникло множество проблем, в том числе и материальных. Община проповедовала Евангелие. Отношения между последователями Христа были простыми, строились по принципу, указанному Христом: поддерживать братство, служение нести со смирением, понимая себя как слугу Богу и обществу.

2.4. ТРИ ВЕТВИ ВЛАСТИ В ОБЩИНЕ
Первые христианские общины имели особенность, которая позже ушла из жизни Церкви, а именно – простоту отношений и демократичность управления. Повсюду царил дух свободы. Члены общин избирали служителей голосованием. Устройство общин выражало идею Бога-Троицы (хотя этого слова еще не было в лексиконе первых общин): диаконы представляли собой исполнительную власть; пресвитеры, составлявшие пресвитерию – судебную; наконец, общее собрание – законодательную. В сущности, это три ветви власти современного государства. Конституцией общин было Слово Божие. (См. также 3.9)
К сожалению, с середины второго века Церковь пошла по пути установления иерархии, заменяя свободное волеизъявление (голосование) народа решением клира. На это было несколько причин. Назову две: подражание византийскому двору и борьба с гностиками, для общин которых было характерно иерархическое управление. В качестве противодействия влиянию иерархии гностических общин Церковь стала создавать свои иерархические структуры.

2.5. ОБЩИНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Христианской общине в условиях современного города выстоять непросто. Люди работают по скользящему графику, живут на больших расстояниях друг от друга. Порой их объединяет только воскресная служба. Можно ли в таких условиях говорить о зарождении братства единомышленников, вопрошают скептики?
К тому же многие наши соотечественники, признающие существование Бога, искренно убеждены в том, что могут обойтись без общины. Им вполне достаточно личного общения с Богом.
Это грубая ошибка. Христианство нельзя понять без общины. Бог требует, чтобы христиане обязательно вступали в общину, несмотря на все ее проблемы и недостатки, несмотря на несовершенство находящихся в ней людей. Ибо только в конкретной поместной общине человек совершенствуется в святости. Жить жизнью общины – это и есть настоящее христианство. Только в общине вырабатывается чувство христианской корпоративности. И когда вам говорят что-то недоброе о христианах: дескать, знаем мы этих христиан, они еще хуже неверующих, то спросите говорящего это вам: кого именно он имеет в виду? Члена общины или так называемого «невоцерковленного» верующего? Другими словами, принадлежит ли тот человек, о котором идет речь, к конкретной христианской общине или же просто заходит в храм, когда у него есть время и желание?
Община приучает христиан к навыкам самоорганизации. Наконец, учит вырабатывать общее мнение. Все это весьма важно для развития нормального гражданского общества.

2.6. НЕДВИЖИМОСТЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Важнейшим элементом любой религиозной организации является вопрос недвижимости. Именно этот вопрос представляет собой весьма болезненную проблему для церковной жизни. Вопрос можно сформулировать так: кому принадлежит здание – общине, отдельному ее представителю или вышестоящей организации?
Если здание принадлежит отдельному члену общины (на него оформлены документы), то община попадает в зависимое положение от этого человека. Его нельзя подвергнуть дисциплинарному взысканию. Порой нельзя ни в чем упрекнуть. Община зависит от его капризов и неизбежно подвергается деформации.
Если здание принадлежит вышестоящей организации, то община, естественно, всецело зависит от ее предписаний. О свободе действий, о развитии самоуправления говорить в таком случае не приходится. История показывает, что вышестоящее руководство позволяет себе не считаться с мнением конкретной общины. Вопреки мнению общины, оно может прислать своих служителей. Может расформировать всю общину и найти новых людей. Многое можно придумать, если здание в твоих руках.
Как видим, собственность – это серьезнейший политический вопрос для развития христианства.
Протестанты полагают, что зданием должна владеть именно конкретная поместная община. Это важнейший элемент самосознания общины, ее ответственности. Община, крепко стоящая на своих ногах, быстро приучается выражать свои интересы и отстаивать их.

2.7. ПРОПОВЕДЬ СЛОВА БОЖИЕГО
Проповедь – важнейший элемент общественного богослужения. Разнообразные молитвы и пение ее не заменят. Только чтение Слова Божиего и проповедь на соответствующую тему созидают Церковь как народ Божий.
Кто-то полагает, что проповедь – это лишь риторика и морализаторство о добре и зле. Такое понимание грешит упрощенным подходом. Проповедь – это формирование мировоззрения. Проповедник обязан выводить из Слова Божиего систему взглядов, с помощью которой он созидает у слушающих библейский образ мыслей и поведения. Вот почему проповедник должен быть не только знатоком Библии, но и иметь представление о том, куда вести народ Божий.
Протестантское служение немыслимо без глубокой проповеди, насыщенной мыслями о Боге, человеке и обществе. Первое время после Великой Реформации XVI в церквах даже поутихла музыка. Люди считали, что музыка появляется тогда, когда ослабевает слово служителей. В церквах были слышны лишь проповедь, молитвы и пение псалмов. Стоит отметить, что первые протестантские служители проповедовали Библию, подвергаясь смертельному риску. Вот почему место, где звучала проповедь, нередко охранялось вооруженными протестантами в случае нападения фанатически настроенных католиков.
Дата/Время: 10/02/07 13:22 | Email:
Автор : ВН-2-2006

сообщение #070210132234
Уважаемые читатели!
В этом номере журнала вы найдете публикацию фрагментов книги Е. Каширского "Россиянам О Протестантах".
--------------------------
РОССИЯНАМ О ПРОТЕСТАНТАХ
(С ЛЮБОВЬЮ)


ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время на военную службу приходят люди, относящие себя к протестантам – одному из важнейших направлений христианской веры. Кто они? Эта брошюра рассказывает о протестантах, их религиозных, общественных и политических воззрениях. В брошюре показано отличие протестантизма от православия, к которому относит себя большинство из наших соотечественников.
Цель этой книги показать, что протестанты – такие же граждане нашей страны, и, несмотря на свои религиозные убеждения, прекрасно исполняют свой долг служения России.
Автор знает протестантов не понаслышке, поскольку сам является протестантом и несет служение в одной из протестантских общин.

1. РЕЛИГИЯ, ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1.1. РЕЛИГИЯ ВЕЧНА
Вопреки мнению скептиков, религия будет играть главенствующую роль до тех пор, пока существует человечество. Этот фактор должен учитываться руководством любой страны мира.
В сущности, у человечества есть только два выбора – либо идеология, либо религия. Но идеологии, в отличие от религий, приходят в негодность, их приходится заменять другими. Впрочем, христиане считают, что любая идеология есть выражение религиозных воззрений. Так, например, современная гуманистическая идеология по многим позициям совпадает с воззрениями античных язычников.
До ХХ века абсолютное большинство поколений людей на земле были верующими. А сколько длится история современного атеизма и безверия? Один двадцатый век … Можно ли сравнивать?
Мы видим, что в новейшей России религия с первым же днем свободы мгновенно набрала силу и разом отвоевала позиции, утраченные при социализме. Без сомнения, будущее России во многом будет определяться именно религиозным фактором.

1.2. ВАЖНАЯ РОЛЬ РЕЛИГИИ
Приходится встречать мнение, что религия нужна лишь для торжественных мероприятий, для укрепления администрации. Этим мнением можно смело пренебречь как не отвечающим действительности.
Религия влияет на каждого человека в отдельности и на общество в целом. Религия дает смысл жизни человека, его семье и работе. Предлагает обоснованные нормы поведения в обществе.
Вот почему мы говорим о важности религии.

1.3. МНОЖЕСТВО РЕЛИГИЙ
Сегодня существует несколько религий, в каждой из которых есть множество направлений. Так, в христианстве есть православие, католицизм и протестантизм, которые в свою очередь подразделяются еще на несколько ветвей.
Мы должны принять этот факт, нравится он нам или нет. В реальном мире существует несколько христианских Церквей. Целью этой брошюры не является демонстрация истинности той или иной Церкви. Не наша задача доказывать, кто из них более угоден Иисусу Христу. Каждый гражданин РФ волен выбрать свое направление, и никто не имеет права его спрашивать, почему именно это направление он выбрал?
Но избрание – это ответственность. Каждый из нас отвечает за свою религию. Всей своей жизнью мы должны доказывать истинность выбранного нами.

1.4. РЫНОК РЕЛИГИОЗНЫХ УСЛУГ
Некоторые публицисты сравнивают деятельность религиозных организаций с рынком услуг: религиозные деятели спорят между собой, доказывают, кто из них самый истинный. И все делается лишь для того, чтобы повыгоднее сбыть «свой товар».
Подобные высказывания весьма задевают религиозных деятелей, которые отвечают, что у них все искренно, никакой торговли, никакой выгоды. Но если отвлечься от эмоций, то в высказываниях о рынке религиозных услуг есть немалый смысл. Товаром религиозных организаций условно можно считать трактовку Бога и принципов взаимоотношений с Ним, толкование Священного Писания, а также религиозные институты. И лучше уж рынок, чем насильственное обращение людей в ту или иную религию и запрет на свободную проповедь. Третьего не дано.
К счастью, сегодня рынок (свободный выбор) превалирует над грубым насилием над верой и убеждениями человека. В свободных странах все религиозные организации, как и любое другое объединение людей, предлагают свои услуги на равных основаниях.

1.5. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕРЯТ?
В Бога верят люди самых разных слоев – бедные и богатые, здоровые и больные, семейные и одинокие. В каждом социальной группе есть верующие люди.
Для атеиста, считающего, что в этом мире нет ничего духовного, является загадкой, почему люди верят в Бога. Разумеется, атеист легко объяснит веру как социально-психологическое явление… Но в тяжелую минуту и он вдруг наденет на себя амулет и станет стучать по дереву, а то и воззовет к «боженьке». Будет проявлять религиозность в самой примитивной форме. Согласен, пройдет эта тяжелая минута – и снова наш атеист вернется к прежним насмешкам над верующими в Бога.
Однако, вера в Бога вызвана вовсе не внутренними переживаниями человека. Иначе все было бы слишком просто: тебе трудно – ты начинаешь веровать в Высшую силу. Христиане полагают, что вера приходит от Бога, приходит как дар. Вера зарождается не внутри, а приходит извне. Не ко всем, но ко многим. Не стоит думать, что положение сегодняшних неверующих безнадежно. Часто случается так, что неверующий вдруг обретает веру. Христиане говорят, что Господь дал веру такому человеку.
Так Бог открывает Себя – через природу, Писание и личную веру. Но если вера – дар Божий, то шутить с нею не рекомендуется. Забавляться верой – глупо и опасно.

1.6. ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?
Строго говоря, вера должна приниматься нами не столько как признание Высшей силы, Бога, сколько как общение с Ним и исполнение Его установлений. Вера всего лишь как признание может быть суеверием, предрассудками, то есть стремлением выполнять определенные действия в надежде на договоренность с некими «потусторонними» силами. Но при этом от человека не требуется изменить свое поведение, подчинить свою жизнь определенному стандарту.
Настоящая вера меняет человека, становится стержнем его личности. Да, на него по-прежнему влияют окружающие обстоятельства. Человек зависит от своего происхождения, образования, особенностей характера. Но теперь все это играет второстепенную роль.
Довольно быстро вера становится сущностью самого человека, сопровождает его всю дальнейшую жизнь, помогает ему преодолевать испытания и трудности.
Настоящую веру в Бога сломать в человеке нельзя. Даже если мы силой заставим человека отказаться от веры, в лучшем случае он подчинится нам лишь внешне. При этом, как правило, возникают серьезные конфликты. И когда какой-нибудь честный служака задумает выбить всю «эту дурь» из головы новобранца, то из насилия над верой ничего не выходит, кроме проблем с неуставными отношениями.
* * *
Казалось бы, в условиях свободы человек без затруднений может выбрать ту религию, которая его устраивает. Но в реальности на его выбор в значительной степени влияет общество. К примеру, нам не приходит в голову стать приверженцем одной из религий индейцев Южной Америки. Почему? Да потому что наше общество не исповедует ее – не воздействует на нас этой религией. Не учит нас впитывать ее, как говорится, вместе с молоком матери. Религиозная традиция народа – это серьезный фактор веры.
Но здесь мы должны оговориться: это утверждение относится лишь к так называемой социальной вере, то есть пассивном принятии религиозных воззрений окружающего общества. Принятие иной религиозной точки зрения требует немалого мужества.
* * *
Первые христиане проповедовали людям, ничего не знавшим об Иисусе Христе. Римские и греческие язычники были укоренены в своих «родных» религиях. Они были преисполнены любви к своим религиям. Но апостолов и первых христиан это не смущало. Они пошли против течения и победили.
Да, общество и воспитание важны, но они не могут противостоять личной вере. Именно о ней говорит Евангелие. В сущности, Евангелие предлагает всем народам преодолеть свои национальные традиции и добровольно принять веру в Иисуса Христа. А поскольку вера передается от человека к человеку через проповедь, то нетрудно сделать вывод, что основой веры является свобода распространения религиозных убеждений.
Христианская вера распространяется в прежнем языческом обществе – и со временем изменяются многие традиции народа, изменяется его менталитет. Отныне подрастающие поколения воспитываются в христианском духе.
Главное, чтобы личная вера не подменилась вновь верой социальной, которая может иметь некоторую значимость в трудных обстоятельствах, но в повседневной жизни человека не играет никакой роли.

1.7. СОЗНАНИЕ, СОВЕСТЬ, СВОБОДА СОВЕСТИ
Важнейшим приобретением человека является сознание. Это его капитал, собственность. Такая же как недвижимое имущество. Сознание можно еще уподобить нашему внутреннему правительству, которое управляет нами и охраняет нашу личность.
Сознание отражает сложную взаимосвязь мыслей, идей, чувств (и многого другого). Важнейшей составной частью сознания является совесть. Ее трудно определить научно. Некоторые современные исследователи полагают, что совесть – это гипноз по отношению к самому себе и даже инстинкт. Другие определяют ее как самоконтроль.
Христианство считает, что совесть тесно связана с внутренними законами, которые Бог вложил в сердце каждого человека. Подчинение этим законам или нарушение их отражается на самочувствии совести.
Верующий человек все, что связывает его с религией, несомненно воспринимает как вопрос совести. Свобода совести неотделима от свободного, как сказали бы религиоведы, отправления религиозного культа. Вот почему свобода совести – одна из важнейших идей протестантизма. Свобода совести ведет за собой свободу собраний – прежде всего для исповедания своей веры совместно с единоверцами, свободу высказывания религиозных убеждений. Свободу обучения своих детей в религиозных школах.
Обеспечение свободы совести – первейшая обязанность правительства, если оно хочет мира в стране.
* * *
В странах Запада религиозный вопрос благоразумно оставлен на усмотрение граждан. Так, жители США имеют различные верования, но заметим, что это никак не ухудшило экономическое и военное положение этой страны. Тут есть о чем подумать. В США искренность верований военнослужащего не подвергается сомнению, с верованиями (какими бы они ни были) не борются. Другое дело, что от военнослужащего требуется соблюдать подписанный им контракт, и в случае невыполнения приказа командования он увольняется из рядов Вооруженных Сил.
В РФ мы только начинаем привыкать к свободе. Учимся пользоваться ею. Российский военнослужащий еще не имеет достаточной защиты своих религиозных воззрений. Вот почему многие наши солдаты и офицеры считают благоразумным скрывать свои религиозные убеждения.

1.8. КОНСОЛИДАЦИЯ
Между тем, Россия официально провозглашена страной свободы совести и свободы политических убеждений. По крайней мере, так сказано в нашей Конституции.
Это трудно воспринимается российским обществом. Свобода непривычна для нашей мировоззренческой системы. Всей российской историей мы воспитаны иначе. Мы стремились к воле, то есть к жизни подальше от начальства. Но мы не позволяли друг другу иметь свободу мнений, воззрений, убеждений.
Среди наших соотечественников довольно-таки широко распространено мнение, что у России нет друзей. Нас не любят, желают нашей погибели. Почему? На это есть три причины. Во-первых, нам завидуют из-за несметных богатств территории. Во-вторых, мы ни на кого не похожи и все делаем по-своему. Наконец, в-третьих, мы – не в пример другим народам – любим правду. Вот почему нам необходимо оборонное мышление. А в условиях обороны гражданские свободы – непозволительная роскошь. Большинство наших людей предпочитает не свободу, но консолидированную точку зрения – для обретения экономической, военной и морально-психологической устойчивости в грядущих боестолкновениях. Единому центру обороны нужен единый взгляд на эту оборону. Все должно быть в одном числе. Один народ, одна партия, одна идеология. И учитывая современные реалии – одна религия. Пусть это будет православие. И немного ислама и буддизма в стройбате. Остальное – отставить за ненадобностью…
* * *
Стоит ли говорить, что такое мнение говорит о непонимании сути вопроса. Насилие в сфере убеждений – крайне опасная вещь, всегда оборачивается пирровой победой. В результате насилия над духом общество деморализуется и слабеет, что в конечном итоге приводит к поражению правящей элиты. Первоначальные успехи гитлеровской Германии, подавившей свободу убеждений своих граждан, многим вскружили голову, но всякий школьник знает, что за успехами Третьего Рейха в 1939-41 годах последовал его разгром в сорок пятом.
Что предлагают протестанты? Предоставить россиянам наиболее полное право на свободу совести. Уравнять в правах все религиозные организации. Свобода и равенство должны быть предоставлены всем религиозным организациям вне зависимости от политических соображений. В долгосрочном плане это более перспективная политика, нежели покровительство одной конфессии.
* * *
Крепость, окруженная врагами, как бы она ни была хорошо укреплена, долго не продержится. Приведу пример из истории Второй Мировой войны. Всякий, кто смотрел американский фильм «Спасение рядового Райана», не мог не задуматься о героических жертвах американцев на пляже Омаха и яростном сопротивлении немцев. Из 34 тысяч американских десантников в битве за преодоление защитного вала погибло около 2 тысяч. Любой из наступавших мог оказаться в числе убитых. Тем не менее, большинство осталось в живых. Они надеялись выжить и выжили. В то же время, немцы прекрасно понимали, что оборону им не удержать – силы были слишком неравны. Понимали, что к концу дня они непременно будут убиты. Так и случилось – защитный вал был прорван, а из защитников в живых остались единицы. Оборона, как бы она ни была хорошо продумана, все равно проигрывает, если на тебя нападает неизмеримо более мощный противник.
Китай XIX века тоже уповал на изоляцию от внешнего мира. Представлял собой крепость на осадном положении. Военные корабли Запада заставили Китай открыть ворота. За изоляцию пришлось платить годами унижений и длительной учебой.
Что я хочу этим сказать? Лишь безответственные прожектеры могут проповедовать изоляционизм для нашей страны. Россия должна искать формы сотрудничества со всем цивилизованным миром. Но в цивилизованном мире нас поймут только в том случае, если мы будем придерживаться уважительного отношения к религиозной свободе своих граждан.
* * *
К тому же устойчивость любой системы обеспечивается не ее монолитностью и простотой, но сложной разветвленностью, или глубиной. Автомат Калашникова прост, а современный военный корабль представляет собой сложнейшую систему. Вряд ли кому-то придет в голову отвергать корабль только по той причине, что он гораздо сложнее стрелкового оружия. Так и на уровне социальной системы. Племя полностью подчиняется своему вождю. Это удобно всем его членам. Но если племя захочет выйти из своего дикого состояния, ему надо будет ввести цивилизованные формы общественного управления с разделением ветвей власти и тому подобными демократическими установлениями.
Если Россия – это простая страна, то ей подойдут простые решения, вполне понятные человеку с улицы. Если же Россия – страна сложная, со многими противоречиями и конфликтами интересов, то так называемыми простыми решениями можно лишь еще более углубить проблемы и вызвать еще большие конфликты. К тому же Россия представляет собой страну с гипертрофированной административной системой и неразвитым гражданским обществом. Для решения проблем, которые возникли перед нашей страной в XXI веке, подобное положение в государстве и обществе неприемлемо.
Протестанты выступают за развитие свободного гражданского общества. Напомню, что в странах Запада население состоит во множестве общественных организаций. В США средний американец обязательно является членом какой-нибудь общественной организации, а то и двух. А нам еще говорят об индивидуализме западного человека! Только зрелое гражданское общество способно действенно помочь своему правительству в решении проблем, встающих перед страной.
Развитое общество является важнейшим фактором устойчивой социальной системы. Не в последнюю очередь, это зависит от свободы в религиозной сфере.

1.9. ДЕЛИКАТНАЯ СФЕРА
Если человек равнодушен к тому, что говорят о его религии, то это означает, что у него еще нет сформировавшихся религиозных убеждений. Убеждения тем и характерны, что человек отстаивает их и ради них готов пожертвовать собой.
Но что происходит, когда под напором извне человек отступает и отказывается от своих убеждений? Как всякий совестливый человек, он станет презирать себя, будет морально сломлен. Если это военнослужащий, то я бы на месте его командира задумался, стоит ли давать такому солдату в руки оружие. Ведь человека заставили отказаться от самого дорогого в его жизни. И никакие армейские традиции и песни о боевом братстве не заменят ему того, от чего он отрекся.
Не будет из него ни защитника Родины, ни просто хорошего гражданина. Ведь по своей сути измена религиозным убеждениям сродни измене Родине. Перестать верить – это все равно, что перестать любить своих родителей. Вот что должны понять люди, ответственные за морально-психологическую подготовку личного состава.
А если не видеть в военнослужащем полноценную личность, то без заградительных отрядов не обойтись. Пулеметы, наставленные в спину солдат, становятся лучшим аргументом в разговоре о духовных вопросах.
* * *
Ретивые чиновники хотели бы всех россиян загнать под одну конфессиональную крышу. Возможно, они поступают так из самых лучших побуждений – политических, административных. Но только не христианских. Эти люди своими речами и предлагаемыми мерами показывают, что к вере в Бога они относятся несерьезно.
Опыт царской России показал, что казенная религия вызывает отторжение у простых людей. Напомню известный факт: после Февральской революции 1917 года отменили обязательное причащение военнослужащих. К Причастию стало подходить не более 10 процентов солдат и офицеров. Россия считалась православной страной. Но что на деле? Эти десять процентов и можно было считать настоящим числом верующих. Впрочем, это число надо уменьшить по меньшей мере в два раза, ибо из тех, кто подходил к Причастию многие подходили на всякий случай.
Что удивляться тому, что в годы большевистских гонений народ не вступился за Православную Церковь? У подавляющего большинства россиян не было личной веры.

1.10. ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Последние несколько лет у нас говорят о духовной безопасности. Внятного определения этого термина еще никто не дал. Впрочем, можно попытаться понять, что именно имеют в виду те, кто его использует. Под духовной безопасностью понимается следующее: нельзя распространять религиозные идеи, которые не нравятся начальству. Прежде всего – это идеи религиозной свободы, присущие западному миру.
Наши чиновники вновь готовы бороться с «чуждым влиянием Запада». И поскольку они понимают духовность все еще по-советски, то она проходит у них по разряду политики или культуры. При социализме все западное было раскритиковано и запрещено как бездуховное. Так и писали: бездуховный Запад. Я помню, как наша добрая учительница с ножницами в руках подкарауливала в школе тех, кто носил длинные волосы. Выстригая пряди волос, учительница считала себя борцом с чуждым влиянием Запада. Тогда подобное хулиганство было в порядке вещей. Пропагандисты говорили, что Запад бездуховен. И одновременно боролись с духовным влиянием Запада. Как говорится, не ищите логики.
Стоит ли доказывать, что выражение духовная безопасность служит прикрытием для попрания норм цивилизованного общества: парламентаризма и свободы личности. Вместо этих норм наши идеологи предлагают «российскую систему духовных ценностей». Замечаете разницу? Вместо четкого общепринятого стандарта навязывается нечто размытое, субъективное, определяемое никем иным как опять теми же чиновниками.
Чиновники глубоко убеждены, что именно они должны определять, в чем состоит эта самая духовная безопасность. Почему, спросите вы? Да потому, что убеждения чиновников – правильные. Они и не могут быть неправильными, раз их одобрило начальство. Соответственно, убеждения других, неодобренные начальством – неправильные. Неправильные убеждения бывают двух типов: опасные и очень опасные.
* * *
Самое печальное, что эти люди говорят о своих убеждениях от имени всей страны. Считают, что имеют на это право. Между тем, в сфере духа и духовности начальственные поддержки одного мнения всегда приводили к печальным результатам. В духовной сфере, как в никакой другой, нужны открытость и состязательность. В споре духа должна побеждать истина, а не административный ресурс.
А если духовная безопасность связана с духом человека, то для христиан лучшим защитником нашего духа является Дух Божий. Вот пусть Ему и будет предоставлена полная свобода действий.
С другой стороны, поможет ли административный ресурс тому, чей дух слаб? Дух проявляет себя в противостоянии в области мысли и чувств. Так сказать, дух на дух. Если наш дух слаб, то административные подпорки его не усилят. И как можно обезопасить слабый дух? Приставить к нему жандармов и карабинеров?
Разговоры о духовной безопасности весьма поддерживают представители Православной Церкви. Именно эта религиозная организация стремится к административному ресурсу, чтобы оградить себя от конкурентов в лице христиан других направлений. Именно поэтому и приняты на вооружение слова о духовной безопасности. С этой целью христиане протестантского вероисповедания намеренно подаются в виде опасных сектантов, потенциальных шпионов, пятой колонны и прочей сомнительной публики. Достаточно проследить образ протестанта, который рисуют услужливые СМИ.
* * *
Возможно, выражение «духовная безопасность» стало так популярно у нас потому, что оно доступно для понимания чиновников и удобно для применения. Вот только история показала, что ограждения, «подмораживания» одних и преференции другим никогда не давали желаемых результатов. Запретами можно только разжечь ненависть и породить цинизм и равнодушие.
Как полагают эти люди действовать? Запрещать проповедь? Закрывать общины и религиозные школы? Христианин верит в силу молитвы, подкрепляет себя духовным чтением, общается с братьями и сестрами по вере. Его не собьешь. Первые христиане столкнулись с яростной агрессией языческого мира. Но выстояли, будучи сильными духом. Никто им не помогал, кроме Христа.
* * *
Конечно, в истории есть и другие примеры. Так Византия пала под ударом турок, а ее жители перешли в ислам. В данном случае иная религия была утверждена вооруженной рукой. Разумеется, всякий здравомыслящий человек против такого подхода к религии. Если сегодня США или Китай станут силой оружия навязывать свой образ жизни и свою культуру, то нам, понятное дело, это не понравится. Мы все встанем на защиту нашего образа жизни. Пусть даже он в сто раз нелепее и бессмысленнее. Это неважно. Мы против того, чтобы принимать духовное по указке сверху, неважно в руках какого начальника эта указка находится – своего или чужого.
Но если это положение справедливо по отношению к обществу в целом, то оно не менее справедливо и по отношению к отдельному человеку. Любое давление на личность или лишение его права на исповедование избранной им религии – это нарушение свободы совести, каким бы благовидным предлогом нарушение ни прикрывалось.
* * *
Впрочем, если захватчики относятся терпимо к религии покоренного народа, то служители религии этого народа обычно ведут себя вполне лояльно. Приведем пару примеров из российской истории. На Русь приходят так называемые татаро-монголы. И что происходит? Православные структуры прекрасно адаптировались в новых условиях. Православная Церковь стала союзницей татарского хана, признала ханскую власть как богоданную, призывала к повиновению Орде, молилась за здоровье хана и победу «татаро-монгольского» оружия. За это она была освобождена от уплаты дани, получила охранную грамоту и прочие привилегии. Борьба с Ордой – это всего лишь политический миф, созданный задним числом. Напомним, что князь Дмитрий Донской был проклят митрополитом Киприаном.
Во время Великой Отечественной войны та же самая история. Служители РПЦ прекрасно чувствуют себя на захваченной немцами территории. Служат во вновь открытых храмах и молятся за победу Вермахта. Вы только представьте себе ситуацию, скажем, в 1942-43 годах. Концлагерь для советских военнопленных. Православные священники регулярно наезжают «для «окормления пленников». Здороваются с охранниками из СС и проходят на территорию лагеря, где сидят голодные и больные советские военнопленные. О чем служители разговаривают с пленниками? Вернее, о чем им позволено разговаривать? О том, что германское оружие непобедимо. О том, что дома советских граждан ждет смертная казнь. О том, что у них есть выход – вступить в Русскую Освободительную Армию под командованием генерала Андрея Андреевича Власова…
* * *
Научность термина, его объективная ценность проверяется на практике. Проверим рассматриваемое нами выражение «духовная безопасность» на примере Гражданской войны. Две идеологии – коммунистическая и монархическо-православная – бьются между собой. Вопрос: каково было положение с духовной безопасностью русского народа в этот период? Каждая сторона дает свои аргументы, но они не принимаются во внимание стороной противоположной. Как видим, данное выражение «духовная безопасность» в приложении к русскому народу в целом не имеет смысла.
Победили красные. Многие сегодняшние сторонники духовной безопасности, защищая православие от протестантизма, относятся с симпатией к коммунистам. Но – кто знает – может быть, они так же и к протестантизму станут относиться с симпатией, когда увидят его добрые плоды? Так что не надо торопиться. Протестантизм показал действительно добрые плоды во всем мире. Почему же в России он обязательно будет приносить плоды худые?
* * *
Упрощенные подходы нерезультативны. Выражение «духовная безопасность» – такой же упрощенный подход к в сфере духа, как и подход к религии небезызвестных «сектоборцев», называющих все разновидности протестантизма деструктивными культами или тоталитарными сектами. Такой же ненаучный и недобросовестный подход, не дающий никакого результата.
Религиоведы в штатском убеждают государство немедленно ввести меры «по обеспечению духовной безопасности», в то время как государству полезнее было бы уважать религиозные и моральные убеждения своих граждан, ибо таковые убеждения имеют только порядочные люди. Если уж говорить о духовной безопасности, то пусть это будет свобода от внешнего давления. Дух дышит, где хочет. Где Дух Господень – там свобода.
Кстати сказать, вы заметили, сколь ничтожно мало в наших городах мест для свободного выражения своего мнения? Я разумею такие форумы под открытым небом, где можно было бы собираться без получения предварительного разрешения от администрации. Вести общественные дискуссии, то есть свободно высказывать свои убеждения на публике и слушать других. Не думаю, что у администрации до устроения подобных площадок не доходят руки. Боюсь, что дело как раз объясняется нашей общей нелюбовью к свободе.
* * *
Когда же в стране начинается давление под видом обеспечения духовной безопасности, то реакция известна: эмигрируют порядочные и честные люди, дорожащие своими убеждениями; ухудшается международное положение страны, растут изоляционистские настроения – и в результате выстраивается все та же печальная осажденная крепость.

1.11. ГОНЕНИЯ ЗА ВЕРУ
История показывает, что гонения своих граждан за веру – самое вредное для государства занятие. Общество раскалывается на гонителей и гонимых, которым сочувствуют все порядочные люди. Сочувствующие, даже если они сторонники официальной религии, начинают сомневаться в правильности религии гонителей, осуждают ее лидеров, проявляют интерес к религиозным воззрениям, которые исповедуют гонимые.
Вот почему государству следует быть одинаково дружелюбным для всех своих граждан, вне зависимости от их национальности и религиозных воззрений. Проявляя заботу о духовных интересах населения, государство показывает себя мудрым созидателем будущего.

1.12. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
Нам говорят, что Россия – страна устоявшейся православной культуры. Поэтому ничего другого россиянам уже не надо. Поздно перестраиваться на протестантский манер.
Знаете, в Европе когда-то тоже не было протестантов, как не было и протестантской культуры. И что же? Появились протестанты, и вместе с ними появилась великая протестантская культура, которая сформировала облик Европы и всего западного мира, всей современной цивилизации.
Сегодня в России по разным оценкам насчитывается до двух миллионов протестантов. Количество протестантских религиозных организаций стоит на втором месте после православных.
Отечественные протестанты прекрасно вписались в российские реалии. Став протестантами, мы не перестали быть русскими. Живем вполне российской жизнью. Стараемся наладить порядок в своей личной жизни и жизни общества. Разумеется, эти самые российские реалии влияют на нас весьма существенно. Вот почему российские протестанты значительно отличаются от протестантов европейских, африканских или азиатских.
Это нормально.
Дата/Время: 10/10/06 17:26 | Email:
Автор : ЕВГЕНИЙ КАШИРСКИЙ

сообщение #061010172603
ЗАПИСКИ ПАСТОРА

1. ДОМИК НА ОКРАИНЕ
Наш дом стоит на окраине города. Двухэтажное строение, с «московской» крышей, сейчас таких строят много. К моей радости, наше здание ничем не выделяется среди соседних домов. Еще я рад тому, что общине удалось купить дом именно на окраине. В центре города к нам было бы повышенное внимание. Сейчас это нам совершенно ненужно.
Некоторые протестанты бесстрашно вылезают на поверхность. Ходят по администрациям, просят льготы, создают информационные поводы. Я считаю, что наше время еще не пришло. Мой друг пастор С. говорит, что у меня все еще сохранился страх перед властью…
* * *
Соседи по улице 1-Залинейной относятся к нам вежливо, но держатся на расстоянии. Мы поддерживаем с ними аккуратный мир. Впрочем, соседям от нас нет никакого беспокойства. Мы стараемся не дать им никакого повода к неудовольствию, чтобы они не обиделись и не вздумали жаловаться в компетентные органы. Мы не устраиваем уличных служений и шествий, не тащим их за рукав на собрание, не стучимся в двери и не разбрасываем по ящикам религиозную литературу. Мы знаем, что за нами наблюдают во все глаза, и любой наш неосторожный шаг может нам дорого стоить.
Неделю назад соседская семья, относящаяся к нам более-менее благожелательно, рассказала, что к ним приходили из прокуратуры. Спрашивали про нас, не мешаем ли мы окружающим жителям? Соседи сказали, что не мешаем … На другой день я отблагодарил их коробкой конфет. Хорошие люди, жаль, что совершенно равнодушны к Слову Божиему. Впрочем, и неверующих Господь побуждает совершать добрые дела.
* * *
Жизнь улицы протекает довольно бурно. Хотя часть жителей опустила руки перед новой действительностью и принялась откровенно пьянствовать, большинство все же барахтается, живя в постоянных поисках хлеба насущного. Многие работают на двух работах. В общем, крутятся кто как может. Некоторые жители открыли в своих дворах мини-мастерские по ремонту автомобилей, в паре домов гонят самогон, сбывая его местным пьянчужкам и прочей сомнительной публике, толкущейся при железной дороге. Одна добрая старушка скупает краденое. Я догадался об этом по оглядывающимся личностям с большими сумками, которые время от времени наведываются к ней в темное время суток.
Упорный труд и предприимчивость приносят свои плоды. Улица стала меняться прямо на глазах. Большинство семей отремонтировали свои жилища, заменили крыши, а наиболее удачливые пристроили и вторые дома. При прежней власти здесь ничего не строили и даже не ремонтировали. В дополнение ко всему на улице появилась пара новых русских. Один построил себе трехэтажный дворец, другой – лесопилку. Дворец впечатляет, особенно в сравнении со стоящей напротив полуразвалившейся хижиной запойного пьяницы Юрия Иваныча. Как говорится, два мира – два детства.
Владелец лесопилки поначалу нанял мужиков из поселка, но в один прекрасный день всех рассчитал по причине беспробудного пьянства и выписал тихих узбеков. Когда я прохожу мимо лесопилки, узбеки подчеркнуто вежливо здороваются. Иногда я приветствую их первым, произнося «салям алейкум». Мне кажется, это им приятно.
* * *
Два раза в неделю в доме на 1-Залинейной собираются члены нашей общины. По воскресеньям – на богослужение, по пятницам – на молитвенное собрание. Кроме того, по понедельникам у нас проходят вечерние занятия, на которых мы изучаем Библию. А еще много размышляем о жизни, политике, России, нашем народе, начальстве. Занятия помогают нам лучше понимать Слово Божие, учат применять его в российской действительности.
Если в пятницу и в понедельник народу приходит не много, то в воскресенье собирается вся община. В хорошую погоду я специально выхожу за ворота нашего дома, чтобы увидеть, как по улице движется людской поток. В Дом Божий идут нарядно одетые люди. В отличие от вечно хмурых жителей улицы, наши приветливо улыбаются, настроены на добро.
Разумеется, обыватели не могут этого не замечать. И поначалу я думал, что радостный и благоприличный вид членов общины заставит соседей сделать правильные выводы. Сравнив свое тусклое приземленное бытие с нашим, они поймут, как нам хорошо в общине, какая у нас интересная духовная жизнь. Поймут – и сами заглянут к нам…
В этом я ошибся. За годы существования общины никто из соседей ни разу не заступил порог нашего дома. Если у них возникает необходимость что-то спросить или подписать коллективное прошение – звонят и сразу отходят подальше от двери, точно боятся, что их схватят за руки и затащат внутрь.

2. ПРИМЕР ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ
Я часто размышляю над словами апостола Павла о том, что христианам надлежит быть примером для окружающих. Согласитесь, сложная ставится задача: всю свою жизнь быть примером. Всякий человек хочет просто жить своей жизнью, то есть быть таким, каков он есть. Выражать собой свое понимание жизни. Самый последний пьяница не хочет меняться, потому что его образ жизни – это он сам, внутренний человек. Измени он свой образ жизни, и вместо него появится другая личность. Но в том и проблема, что прежний человек нам дорог, мы с ним срослись. Как же сильно нас надо потрясти, чтобы мы по-настоящему изменились? Тут одними примерами не обойдешься.
На своем опыте я убедился, что мой личный пример никого не впечатляет. Ну, хорошо – я становлюсь лучше и «благороднее» в глазах окружающих меня людей. И что дальше? В лучшем случае они скажут, что я – неплохой парень, но мне так положено, потому что я – пастор, должен тужиться и быть примером. И обязательно кто-нибудь прибавит: но мы не знаем, как он там живет в своей личной жизни…
* * *
В нашей общине есть тихий маленький старичок Борис Иванович. Типичный советский интеллигент. Свободное от работы время жизни он провел за чтением газет и журналов. В его большой коммунальной квартире живет еще две семьи. Работники ткацкой фабрики. Борис Иванович подает этим людям примеры интеллигентности уже лет тридцать. Стали эти люди подражать ему? Конечно, нет. Как-то я разговорился с его соседкой и понял, что отношение к нему жильцов дома весьма ироническое.
– Они оба такие странные. Что он, что его Любовь Павловна. Говорит ей: «Любовь Павловна, пора завтракать. Приготовьте что-нибудь покушать». Мы – в покатуху.
Его соседи снизу развлекаются тем, что время от времени перекрывают вентиль на водопроводной трубе, и Борису Ивановичу приходится носить воду с уличной колонки. Он с ними не ругается. Отключают – значит так надо, думает Борис Иванович. Впрочем, соседи у него незлобные, и не позволяют себе отключать воду надолго.
* * *
В начале моего служения я был убежден, что наша община станет примером для жителей поселка. Протестантским образцом поведения в быту и на работе. Время показало, что я преувеличивал наши возможности. Это стало понятно на примере с участком, прилегающим к Дому Молитвы. У большинства соседей в округе радуют глаз прекрасно устроенные огороды, с теплицами и цветниками, заложенными по всем правилам садоводческой науки. Мы тоже захотели на наших 8 сотках сделать что-нибудь замечательное. Чтобы, по крайней мере, было не хуже, чем у соседей. Ни о каком положительном примере не может быть и речи, если наш участок будет находиться в запущенном состоянии.
К сожалению, наших общинных сил хватило лишь на пару кампаний, в результате чего был убран мусор и появился десяток цветочных клумб. Мы быстро поняли, что в отношении благоустройства территории за соседями нам не угнаться. Субботниками здесь не отделаешься. Короче говоря, подтвердилась известная истина, что частная собственность эффективнее общинной. Людей, которые бы согласились постоянно трудиться на общем участке, с такой же любовью и усердием, как и соседи, работавшие на своей собственной земле, не нашлось.
Тогда на общем собрании мы решили обязать каждого члена общины приходить по очереди на общественную работу, но очень быстро у дежурных стали находиться уважительные причины, чтобы не приходить на полив и прополку, и потому участок стал приходить в уныние. Кроме того, возникли споры, что именно следует делать. Оптимисты мечтали о настоящем церковном дворике, представляя его себе по художественным фильмам. Пессимисты предлагали засеять территорию травой, и не мучиться. Вся эта неразбериха продолжалась до тех пор, пока к нам не пришла Марина Петровна, которая приняла участок близко к сердцу. Может быть, слишком близко к сердцу, поскольку остальные стали стремительно охладевать к идее общей земли.
* * *
Теперь я склонен думать, что, стремясь быть примером во всем, не вполне понимал слова апостола. Стать эталоном для окружающих не подвластно ни отдельному христианину, ни общине в целом. Возьмем наши семьи. Что, разве у нас идеальные семьи? Ну да, нет повального пьянства, измен на стороне, драк и поножовщины. Но разве в наших семьях нет ссор, нет заплаканных глаз? Хотя, конечно, в наших семьях порядка несравненно больше. Только разве порядком заинтересуешь людей мира сего?
Страницы : 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15