Уважаемые читатели!
В этом номере журнала вы найдете публикацию фрагментов книги Е. Каширского "Россиянам О Протестантах".
--------------------------
РОССИЯНАМ О ПРОТЕСТАНТАХ
(С ЛЮБОВЬЮ)
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время на военную службу приходят люди, относящие себя к протестантам – одному из важнейших направлений христианской веры. Кто они? Эта брошюра рассказывает о протестантах, их религиозных, общественных и политических воззрениях. В брошюре показано отличие протестантизма от православия, к которому относит себя большинство из наших соотечественников.
Цель этой книги показать, что протестанты – такие же граждане нашей страны, и, несмотря на свои религиозные убеждения, прекрасно исполняют свой долг служения России.
Автор знает протестантов не понаслышке, поскольку сам является протестантом и несет служение в одной из протестантских общин.
1. РЕЛИГИЯ, ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1.1. РЕЛИГИЯ ВЕЧНА
Вопреки мнению скептиков, религия будет играть главенствующую роль до тех пор, пока существует человечество. Этот фактор должен учитываться руководством любой страны мира.
В сущности, у человечества есть только два выбора – либо идеология, либо религия. Но идеологии, в отличие от религий, приходят в негодность, их приходится заменять другими. Впрочем, христиане считают, что любая идеология есть выражение религиозных воззрений. Так, например, современная гуманистическая идеология по многим позициям совпадает с воззрениями античных язычников.
До ХХ века абсолютное большинство поколений людей на земле были верующими. А сколько длится история современного атеизма и безверия? Один двадцатый век … Можно ли сравнивать?
Мы видим, что в новейшей России религия с первым же днем свободы мгновенно набрала силу и разом отвоевала позиции, утраченные при социализме. Без сомнения, будущее России во многом будет определяться именно религиозным фактором.
1.2. ВАЖНАЯ РОЛЬ РЕЛИГИИ
Приходится встречать мнение, что религия нужна лишь для торжественных мероприятий, для укрепления администрации. Этим мнением можно смело пренебречь как не отвечающим действительности.
Религия влияет на каждого человека в отдельности и на общество в целом. Религия дает смысл жизни человека, его семье и работе. Предлагает обоснованные нормы поведения в обществе.
Вот почему мы говорим о важности религии.
1.3. МНОЖЕСТВО РЕЛИГИЙ
Сегодня существует несколько религий, в каждой из которых есть множество направлений. Так, в христианстве есть православие, католицизм и протестантизм, которые в свою очередь подразделяются еще на несколько ветвей.
Мы должны принять этот факт, нравится он нам или нет. В реальном мире существует несколько христианских Церквей. Целью этой брошюры не является демонстрация истинности той или иной Церкви. Не наша задача доказывать, кто из них более угоден Иисусу Христу. Каждый гражданин РФ волен выбрать свое направление, и никто не имеет права его спрашивать, почему именно это направление он выбрал?
Но избрание – это ответственность. Каждый из нас отвечает за свою религию. Всей своей жизнью мы должны доказывать истинность выбранного нами.
1.4. РЫНОК РЕЛИГИОЗНЫХ УСЛУГ
Некоторые публицисты сравнивают деятельность религиозных организаций с рынком услуг: религиозные деятели спорят между собой, доказывают, кто из них самый истинный. И все делается лишь для того, чтобы повыгоднее сбыть «свой товар».
Подобные высказывания весьма задевают религиозных деятелей, которые отвечают, что у них все искренно, никакой торговли, никакой выгоды. Но если отвлечься от эмоций, то в высказываниях о рынке религиозных услуг есть немалый смысл. Товаром религиозных организаций условно можно считать трактовку Бога и принципов взаимоотношений с Ним, толкование Священного Писания, а также религиозные институты. И лучше уж рынок, чем насильственное обращение людей в ту или иную религию и запрет на свободную проповедь. Третьего не дано.
К счастью, сегодня рынок (свободный выбор) превалирует над грубым насилием над верой и убеждениями человека. В свободных странах все религиозные организации, как и любое другое объединение людей, предлагают свои услуги на равных основаниях.
1.5. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕРЯТ?
В Бога верят люди самых разных слоев – бедные и богатые, здоровые и больные, семейные и одинокие. В каждом социальной группе есть верующие люди.
Для атеиста, считающего, что в этом мире нет ничего духовного, является загадкой, почему люди верят в Бога. Разумеется, атеист легко объяснит веру как социально-психологическое явление… Но в тяжелую минуту и он вдруг наденет на себя амулет и станет стучать по дереву, а то и воззовет к «боженьке». Будет проявлять религиозность в самой примитивной форме. Согласен, пройдет эта тяжелая минута – и снова наш атеист вернется к прежним насмешкам над верующими в Бога.
Однако, вера в Бога вызвана вовсе не внутренними переживаниями человека. Иначе все было бы слишком просто: тебе трудно – ты начинаешь веровать в Высшую силу. Христиане полагают, что вера приходит от Бога, приходит как дар. Вера зарождается не внутри, а приходит извне. Не ко всем, но ко многим. Не стоит думать, что положение сегодняшних неверующих безнадежно. Часто случается так, что неверующий вдруг обретает веру. Христиане говорят, что Господь дал веру такому человеку.
Так Бог открывает Себя – через природу, Писание и личную веру. Но если вера – дар Божий, то шутить с нею не рекомендуется. Забавляться верой – глупо и опасно.
1.6. ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?
Строго говоря, вера должна приниматься нами не столько как признание Высшей силы, Бога, сколько как общение с Ним и исполнение Его установлений. Вера всего лишь как признание может быть суеверием, предрассудками, то есть стремлением выполнять определенные действия в надежде на договоренность с некими «потусторонними» силами. Но при этом от человека не требуется изменить свое поведение, подчинить свою жизнь определенному стандарту.
Настоящая вера меняет человека, становится стержнем его личности. Да, на него по-прежнему влияют окружающие обстоятельства. Человек зависит от своего происхождения, образования, особенностей характера. Но теперь все это играет второстепенную роль.
Довольно быстро вера становится сущностью самого человека, сопровождает его всю дальнейшую жизнь, помогает ему преодолевать испытания и трудности.
Настоящую веру в Бога сломать в человеке нельзя. Даже если мы силой заставим человека отказаться от веры, в лучшем случае он подчинится нам лишь внешне. При этом, как правило, возникают серьезные конфликты. И когда какой-нибудь честный служака задумает выбить всю «эту дурь» из головы новобранца, то из насилия над верой ничего не выходит, кроме проблем с неуставными отношениями.
* * *
Казалось бы, в условиях свободы человек без затруднений может выбрать ту религию, которая его устраивает. Но в реальности на его выбор в значительной степени влияет общество. К примеру, нам не приходит в голову стать приверженцем одной из религий индейцев Южной Америки. Почему? Да потому что наше общество не исповедует ее – не воздействует на нас этой религией. Не учит нас впитывать ее, как говорится, вместе с молоком матери. Религиозная традиция народа – это серьезный фактор веры.
Но здесь мы должны оговориться: это утверждение относится лишь к так называемой социальной вере, то есть пассивном принятии религиозных воззрений окружающего общества. Принятие иной религиозной точки зрения требует немалого мужества.
* * *
Первые христиане проповедовали людям, ничего не знавшим об Иисусе Христе. Римские и греческие язычники были укоренены в своих «родных» религиях. Они были преисполнены любви к своим религиям. Но апостолов и первых христиан это не смущало. Они пошли против течения и победили.
Да, общество и воспитание важны, но они не могут противостоять личной вере. Именно о ней говорит Евангелие. В сущности, Евангелие предлагает всем народам преодолеть свои национальные традиции и добровольно принять веру в Иисуса Христа. А поскольку вера передается от человека к человеку через проповедь, то нетрудно сделать вывод, что основой веры является свобода распространения религиозных убеждений.
Христианская вера распространяется в прежнем языческом обществе – и со временем изменяются многие традиции народа, изменяется его менталитет. Отныне подрастающие поколения воспитываются в христианском духе.
Главное, чтобы личная вера не подменилась вновь верой социальной, которая может иметь некоторую значимость в трудных обстоятельствах, но в повседневной жизни человека не играет никакой роли.
1.7. СОЗНАНИЕ, СОВЕСТЬ, СВОБОДА СОВЕСТИ
Важнейшим приобретением человека является сознание. Это его капитал, собственность. Такая же как недвижимое имущество. Сознание можно еще уподобить нашему внутреннему правительству, которое управляет нами и охраняет нашу личность.
Сознание отражает сложную взаимосвязь мыслей, идей, чувств (и многого другого). Важнейшей составной частью сознания является совесть. Ее трудно определить научно. Некоторые современные исследователи полагают, что совесть – это гипноз по отношению к самому себе и даже инстинкт. Другие определяют ее как самоконтроль.
Христианство считает, что совесть тесно связана с внутренними законами, которые Бог вложил в сердце каждого человека. Подчинение этим законам или нарушение их отражается на самочувствии совести.
Верующий человек все, что связывает его с религией, несомненно воспринимает как вопрос совести. Свобода совести неотделима от свободного, как сказали бы религиоведы, отправления религиозного культа. Вот почему свобода совести – одна из важнейших идей протестантизма. Свобода совести ведет за собой свободу собраний – прежде всего для исповедания своей веры совместно с единоверцами, свободу высказывания религиозных убеждений. Свободу обучения своих детей в религиозных школах.
Обеспечение свободы совести – первейшая обязанность правительства, если оно хочет мира в стране.
* * *
В странах Запада религиозный вопрос благоразумно оставлен на усмотрение граждан. Так, жители США имеют различные верования, но заметим, что это никак не ухудшило экономическое и военное положение этой страны. Тут есть о чем подумать. В США искренность верований военнослужащего не подвергается сомнению, с верованиями (какими бы они ни были) не борются. Другое дело, что от военнослужащего требуется соблюдать подписанный им контракт, и в случае невыполнения приказа командования он увольняется из рядов Вооруженных Сил.
В РФ мы только начинаем привыкать к свободе. Учимся пользоваться ею. Российский военнослужащий еще не имеет достаточной защиты своих религиозных воззрений. Вот почему многие наши солдаты и офицеры считают благоразумным скрывать свои религиозные убеждения.
1.8. КОНСОЛИДАЦИЯ
Между тем, Россия официально провозглашена страной свободы совести и свободы политических убеждений. По крайней мере, так сказано в нашей Конституции.
Это трудно воспринимается российским обществом. Свобода непривычна для нашей мировоззренческой системы. Всей российской историей мы воспитаны иначе. Мы стремились к воле, то есть к жизни подальше от начальства. Но мы не позволяли друг другу иметь свободу мнений, воззрений, убеждений.
Среди наших соотечественников довольно-таки широко распространено мнение, что у России нет друзей. Нас не любят, желают нашей погибели. Почему? На это есть три причины. Во-первых, нам завидуют из-за несметных богатств территории. Во-вторых, мы ни на кого не похожи и все делаем по-своему. Наконец, в-третьих, мы – не в пример другим народам – любим правду. Вот почему нам необходимо оборонное мышление. А в условиях обороны гражданские свободы – непозволительная роскошь. Большинство наших людей предпочитает не свободу, но консолидированную точку зрения – для обретения экономической, военной и морально-психологической устойчивости в грядущих боестолкновениях. Единому центру обороны нужен единый взгляд на эту оборону. Все должно быть в одном числе. Один народ, одна партия, одна идеология. И учитывая современные реалии – одна религия. Пусть это будет православие. И немного ислама и буддизма в стройбате. Остальное – отставить за ненадобностью…
* * *
Стоит ли говорить, что такое мнение говорит о непонимании сути вопроса. Насилие в сфере убеждений – крайне опасная вещь, всегда оборачивается пирровой победой. В результате насилия над духом общество деморализуется и слабеет, что в конечном итоге приводит к поражению правящей элиты. Первоначальные успехи гитлеровской Германии, подавившей свободу убеждений своих граждан, многим вскружили голову, но всякий школьник знает, что за успехами Третьего Рейха в 1939-41 годах последовал его разгром в сорок пятом.
Что предлагают протестанты? Предоставить россиянам наиболее полное право на свободу совести. Уравнять в правах все религиозные организации. Свобода и равенство должны быть предоставлены всем религиозным организациям вне зависимости от политических соображений. В долгосрочном плане это более перспективная политика, нежели покровительство одной конфессии.
* * *
Крепость, окруженная врагами, как бы она ни была хорошо укреплена, долго не продержится. Приведу пример из истории Второй Мировой войны. Всякий, кто смотрел американский фильм «Спасение рядового Райана», не мог не задуматься о героических жертвах американцев на пляже Омаха и яростном сопротивлении немцев. Из 34 тысяч американских десантников в битве за преодоление защитного вала погибло около 2 тысяч. Любой из наступавших мог оказаться в числе убитых. Тем не менее, большинство осталось в живых. Они надеялись выжить и выжили. В то же время, немцы прекрасно понимали, что оборону им не удержать – силы были слишком неравны. Понимали, что к концу дня они непременно будут убиты. Так и случилось – защитный вал был прорван, а из защитников в живых остались единицы. Оборона, как бы она ни была хорошо продумана, все равно проигрывает, если на тебя нападает неизмеримо более мощный противник.
Китай XIX века тоже уповал на изоляцию от внешнего мира. Представлял собой крепость на осадном положении. Военные корабли Запада заставили Китай открыть ворота. За изоляцию пришлось платить годами унижений и длительной учебой.
Что я хочу этим сказать? Лишь безответственные прожектеры могут проповедовать изоляционизм для нашей страны. Россия должна искать формы сотрудничества со всем цивилизованным миром. Но в цивилизованном мире нас поймут только в том случае, если мы будем придерживаться уважительного отношения к религиозной свободе своих граждан.
* * *
К тому же устойчивость любой системы обеспечивается не ее монолитностью и простотой, но сложной разветвленностью, или глубиной. Автомат Калашникова прост, а современный военный корабль представляет собой сложнейшую систему. Вряд ли кому-то придет в голову отвергать корабль только по той причине, что он гораздо сложнее стрелкового оружия. Так и на уровне социальной системы. Племя полностью подчиняется своему вождю. Это удобно всем его членам. Но если племя захочет выйти из своего дикого состояния, ему надо будет ввести цивилизованные формы общественного управления с разделением ветвей власти и тому подобными демократическими установлениями.
Если Россия – это простая страна, то ей подойдут простые решения, вполне понятные человеку с улицы. Если же Россия – страна сложная, со многими противоречиями и конфликтами интересов, то так называемыми простыми решениями можно лишь еще более углубить проблемы и вызвать еще большие конфликты. К тому же Россия представляет собой страну с гипертрофированной административной системой и неразвитым гражданским обществом. Для решения проблем, которые возникли перед нашей страной в XXI веке, подобное положение в государстве и обществе неприемлемо.
Протестанты выступают за развитие свободного гражданского общества. Напомню, что в странах Запада население состоит во множестве общественных организаций. В США средний американец обязательно является членом какой-нибудь общественной организации, а то и двух. А нам еще говорят об индивидуализме западного человека! Только зрелое гражданское общество способно действенно помочь своему правительству в решении проблем, встающих перед страной.
Развитое общество является важнейшим фактором устойчивой социальной системы. Не в последнюю очередь, это зависит от свободы в религиозной сфере.
1.9. ДЕЛИКАТНАЯ СФЕРА
Если человек равнодушен к тому, что говорят о его религии, то это означает, что у него еще нет сформировавшихся религиозных убеждений. Убеждения тем и характерны, что человек отстаивает их и ради них готов пожертвовать собой.
Но что происходит, когда под напором извне человек отступает и отказывается от своих убеждений? Как всякий совестливый человек, он станет презирать себя, будет морально сломлен. Если это военнослужащий, то я бы на месте его командира задумался, стоит ли давать такому солдату в руки оружие. Ведь человека заставили отказаться от самого дорогого в его жизни. И никакие армейские традиции и песни о боевом братстве не заменят ему того, от чего он отрекся.
Не будет из него ни защитника Родины, ни просто хорошего гражданина. Ведь по своей сути измена религиозным убеждениям сродни измене Родине. Перестать верить – это все равно, что перестать любить своих родителей. Вот что должны понять люди, ответственные за морально-психологическую подготовку личного состава.
А если не видеть в военнослужащем полноценную личность, то без заградительных отрядов не обойтись. Пулеметы, наставленные в спину солдат, становятся лучшим аргументом в разговоре о духовных вопросах.
* * *
Ретивые чиновники хотели бы всех россиян загнать под одну конфессиональную крышу. Возможно, они поступают так из самых лучших побуждений – политических, административных. Но только не христианских. Эти люди своими речами и предлагаемыми мерами показывают, что к вере в Бога они относятся несерьезно.
Опыт царской России показал, что казенная религия вызывает отторжение у простых людей. Напомню известный факт: после Февральской революции 1917 года отменили обязательное причащение военнослужащих. К Причастию стало подходить не более 10 процентов солдат и офицеров. Россия считалась православной страной. Но что на деле? Эти десять процентов и можно было считать настоящим числом верующих. Впрочем, это число надо уменьшить по меньшей мере в два раза, ибо из тех, кто подходил к Причастию многие подходили на всякий случай.
Что удивляться тому, что в годы большевистских гонений народ не вступился за Православную Церковь? У подавляющего большинства россиян не было личной веры.
1.10. ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Последние несколько лет у нас говорят о духовной безопасности. Внятного определения этого термина еще никто не дал. Впрочем, можно попытаться понять, что именно имеют в виду те, кто его использует. Под духовной безопасностью понимается следующее: нельзя распространять религиозные идеи, которые не нравятся начальству. Прежде всего – это идеи религиозной свободы, присущие западному миру.
Наши чиновники вновь готовы бороться с «чуждым влиянием Запада». И поскольку они понимают духовность все еще по-советски, то она проходит у них по разряду политики или культуры. При социализме все западное было раскритиковано и запрещено как бездуховное. Так и писали: бездуховный Запад. Я помню, как наша добрая учительница с ножницами в руках подкарауливала в школе тех, кто носил длинные волосы. Выстригая пряди волос, учительница считала себя борцом с чуждым влиянием Запада. Тогда подобное хулиганство было в порядке вещей. Пропагандисты говорили, что Запад бездуховен. И одновременно боролись с духовным влиянием Запада. Как говорится, не ищите логики.
Стоит ли доказывать, что выражение духовная безопасность служит прикрытием для попрания норм цивилизованного общества: парламентаризма и свободы личности. Вместо этих норм наши идеологи предлагают «российскую систему духовных ценностей». Замечаете разницу? Вместо четкого общепринятого стандарта навязывается нечто размытое, субъективное, определяемое никем иным как опять теми же чиновниками.
Чиновники глубоко убеждены, что именно они должны определять, в чем состоит эта самая духовная безопасность. Почему, спросите вы? Да потому, что убеждения чиновников – правильные. Они и не могут быть неправильными, раз их одобрило начальство. Соответственно, убеждения других, неодобренные начальством – неправильные. Неправильные убеждения бывают двух типов: опасные и очень опасные.
* * *
Самое печальное, что эти люди говорят о своих убеждениях от имени всей страны. Считают, что имеют на это право. Между тем, в сфере духа и духовности начальственные поддержки одного мнения всегда приводили к печальным результатам. В духовной сфере, как в никакой другой, нужны открытость и состязательность. В споре духа должна побеждать истина, а не административный ресурс.
А если духовная безопасность связана с духом человека, то для христиан лучшим защитником нашего духа является Дух Божий. Вот пусть Ему и будет предоставлена полная свобода действий.
С другой стороны, поможет ли административный ресурс тому, чей дух слаб? Дух проявляет себя в противостоянии в области мысли и чувств. Так сказать, дух на дух. Если наш дух слаб, то административные подпорки его не усилят. И как можно обезопасить слабый дух? Приставить к нему жандармов и карабинеров?
Разговоры о духовной безопасности весьма поддерживают представители Православной Церкви. Именно эта религиозная организация стремится к административному ресурсу, чтобы оградить себя от конкурентов в лице христиан других направлений. Именно поэтому и приняты на вооружение слова о духовной безопасности. С этой целью христиане протестантского вероисповедания намеренно подаются в виде опасных сектантов, потенциальных шпионов, пятой колонны и прочей сомнительной публики. Достаточно проследить образ протестанта, который рисуют услужливые СМИ.
* * *
Возможно, выражение «духовная безопасность» стало так популярно у нас потому, что оно доступно для понимания чиновников и удобно для применения. Вот только история показала, что ограждения, «подмораживания» одних и преференции другим никогда не давали желаемых результатов. Запретами можно только разжечь ненависть и породить цинизм и равнодушие.
Как полагают эти люди действовать? Запрещать проповедь? Закрывать общины и религиозные школы? Христианин верит в силу молитвы, подкрепляет себя духовным чтением, общается с братьями и сестрами по вере. Его не собьешь. Первые христиане столкнулись с яростной агрессией языческого мира. Но выстояли, будучи сильными духом. Никто им не помогал, кроме Христа.
* * *
Конечно, в истории есть и другие примеры. Так Византия пала под ударом турок, а ее жители перешли в ислам. В данном случае иная религия была утверждена вооруженной рукой. Разумеется, всякий здравомыслящий человек против такого подхода к религии. Если сегодня США или Китай станут силой оружия навязывать свой образ жизни и свою культуру, то нам, понятное дело, это не понравится. Мы все встанем на защиту нашего образа жизни. Пусть даже он в сто раз нелепее и бессмысленнее. Это неважно. Мы против того, чтобы принимать духовное по указке сверху, неважно в руках какого начальника эта указка находится – своего или чужого.
Но если это положение справедливо по отношению к обществу в целом, то оно не менее справедливо и по отношению к отдельному человеку. Любое давление на личность или лишение его права на исповедование избранной им религии – это нарушение свободы совести, каким бы благовидным предлогом нарушение ни прикрывалось.
* * *
Впрочем, если захватчики относятся терпимо к религии покоренного народа, то служители религии этого народа обычно ведут себя вполне лояльно. Приведем пару примеров из российской истории. На Русь приходят так называемые татаро-монголы. И что происходит? Православные структуры прекрасно адаптировались в новых условиях. Православная Церковь стала союзницей татарского хана, признала ханскую власть как богоданную, призывала к повиновению Орде, молилась за здоровье хана и победу «татаро-монгольского» оружия. За это она была освобождена от уплаты дани, получила охранную грамоту и прочие привилегии. Борьба с Ордой – это всего лишь политический миф, созданный задним числом. Напомним, что князь Дмитрий Донской был проклят митрополитом Киприаном.
Во время Великой Отечественной войны та же самая история. Служители РПЦ прекрасно чувствуют себя на захваченной немцами территории. Служат во вновь открытых храмах и молятся за победу Вермахта. Вы только представьте себе ситуацию, скажем, в 1942-43 годах. Концлагерь для советских военнопленных. Православные священники регулярно наезжают «для «окормления пленников». Здороваются с охранниками из СС и проходят на территорию лагеря, где сидят голодные и больные советские военнопленные. О чем служители разговаривают с пленниками? Вернее, о чем им позволено разговаривать? О том, что германское оружие непобедимо. О том, что дома советских граждан ждет смертная казнь. О том, что у них есть выход – вступить в Русскую Освободительную Армию под командованием генерала Андрея Андреевича Власова…
* * *
Научность термина, его объективная ценность проверяется на практике. Проверим рассматриваемое нами выражение «духовная безопасность» на примере Гражданской войны. Две идеологии – коммунистическая и монархическо-православная – бьются между собой. Вопрос: каково было положение с духовной безопасностью русского народа в этот период? Каждая сторона дает свои аргументы, но они не принимаются во внимание стороной противоположной. Как видим, данное выражение «духовная безопасность» в приложении к русскому народу в целом не имеет смысла.
Победили красные. Многие сегодняшние сторонники духовной безопасности, защищая православие от протестантизма, относятся с симпатией к коммунистам. Но – кто знает – может быть, они так же и к протестантизму станут относиться с симпатией, когда увидят его добрые плоды? Так что не надо торопиться. Протестантизм показал действительно добрые плоды во всем мире. Почему же в России он обязательно будет приносить плоды худые?
* * *
Упрощенные подходы нерезультативны. Выражение «духовная безопасность» – такой же упрощенный подход к в сфере духа, как и подход к религии небезызвестных «сектоборцев», называющих все разновидности протестантизма деструктивными культами или тоталитарными сектами. Такой же ненаучный и недобросовестный подход, не дающий никакого результата.
Религиоведы в штатском убеждают государство немедленно ввести меры «по обеспечению духовной безопасности», в то время как государству полезнее было бы уважать религиозные и моральные убеждения своих граждан, ибо таковые убеждения имеют только порядочные люди. Если уж говорить о духовной безопасности, то пусть это будет свобода от внешнего давления. Дух дышит, где хочет. Где Дух Господень – там свобода.
Кстати сказать, вы заметили, сколь ничтожно мало в наших городах мест для свободного выражения своего мнения? Я разумею такие форумы под открытым небом, где можно было бы собираться без получения предварительного разрешения от администрации. Вести общественные дискуссии, то есть свободно высказывать свои убеждения на публике и слушать других. Не думаю, что у администрации до устроения подобных площадок не доходят руки. Боюсь, что дело как раз объясняется нашей общей нелюбовью к свободе.
* * *
Когда же в стране начинается давление под видом обеспечения духовной безопасности, то реакция известна: эмигрируют порядочные и честные люди, дорожащие своими убеждениями; ухудшается международное положение страны, растут изоляционистские настроения – и в результате выстраивается все та же печальная осажденная крепость.
1.11. ГОНЕНИЯ ЗА ВЕРУ
История показывает, что гонения своих граждан за веру – самое вредное для государства занятие. Общество раскалывается на гонителей и гонимых, которым сочувствуют все порядочные люди. Сочувствующие, даже если они сторонники официальной религии, начинают сомневаться в правильности религии гонителей, осуждают ее лидеров, проявляют интерес к религиозным воззрениям, которые исповедуют гонимые.
Вот почему государству следует быть одинаково дружелюбным для всех своих граждан, вне зависимости от их национальности и религиозных воззрений. Проявляя заботу о духовных интересах населения, государство показывает себя мудрым созидателем будущего.
1.12. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
Нам говорят, что Россия – страна устоявшейся православной культуры. Поэтому ничего другого россиянам уже не надо. Поздно перестраиваться на протестантский манер.
Знаете, в Европе когда-то тоже не было протестантов, как не было и протестантской культуры. И что же? Появились протестанты, и вместе с ними появилась великая протестантская культура, которая сформировала облик Европы и всего западного мира, всей современной цивилизации.
Сегодня в России по разным оценкам насчитывается до двух миллионов протестантов. Количество протестантских религиозных организаций стоит на втором месте после православных.
Отечественные протестанты прекрасно вписались в российские реалии. Став протестантами, мы не перестали быть русскими. Живем вполне российской жизнью. Стараемся наладить порядок в своей личной жизни и жизни общества. Разумеется, эти самые российские реалии влияют на нас весьма существенно. Вот почему российские протестанты значительно отличаются от протестантов европейских, африканских или азиатских.
Это нормально.
|