Проповеди пастора Каширского

Сообщений в теме : 17
Страницы : 1 2 3 4
Дата/Время: 31/03/04 19:02 | Email: Новая Публицисти
Автор : Евгений Каширский

сообщение #040331190259
____________

НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ

(Мф.7:6-8)

1. Христос обращается к иудеям: «Не давайте святыни псам».

Как вы знаете, для иудея пес и свинья – животные нечистые. Праведный иудей свиней и вовсе не будет заводить, а псы, нужные для охраны, всегда содержались лишь на дворе. Но в данном случае Иисус указывает не столько на статус этих животных, сколько на их привычки и поведение. Если вы встречаете агрессивного пса, то зачем откупаться от него вашей святыней? Ведь это ему ничто, он же не может, как писал Кальвин, оценить и сопоставить небесное и земное. Ваша святыня попирается лапами – вот единственная его оценка и отношение.

Итак, подобный поступок не спасет вас от ярости пса. Агрессия все равно будет направлена на вас. Вот прямой смысл того, что говорит Иисус. Разумеется, под псами и свиньями легко угадывается определенный тип людей. Таким образом, Господь говорит о характере наших взаимоотношений с этими людьми.

2. Но возникает вопрос: какую именно святыню имеет в виду Господь? Большинство богословов нам скажет, что под святыней надо понимать Евангелие. Смысл речения Иисуса таков: не надо проповедовать тем, кто открыто насмехается над Словом Божиим. С подобной трактовкой нельзя не согласиться.

И все же давайте возьмем понятие святыни несколько шире, понимая под святыней все самое ценное, что у нас есть: и наши религиозные убеждения, и нашу гражданскую позицию, и чувства… и прибавим сюда нашу семью, репутацию, положение в обществе. Слова Иисуса позволяют нам это сделать. В сущности, Господь учит нас, как поступить в любой экстремальной ситуации, когда на нас направлена агрессия людей мира сего. (Вряд ли нам нужно рассматривать вариант бросания святыни просто так… тогда это уже не святыня, и говорить здесь не о чем.)

И вот что происходит: злобным, не желающим ничего слушать людям Вы отдаете свое самое дорогое. Надеетесь привлечь их к себе, заинтересовать, умиротворить.

Почему Вы решаетесь на подобный шаг? Возможно, Вы идете на сближение с «псами» из благих побуждений или по причине бедственного положения. «Я хочу иметь мир с этими людьми» – и жертвую им свою святыню. И что же? – спрашиваем мы – что у Вас получилось? Ничего, святыня мгновенно попрана ногами. Ваш поступок нисколько не был оценен, Вы встречаете еще большую агрессию. И знаете почему? Потому что показали себя нетвердым, беспринципным человеком…

Неужели Вы настолько запуганы этим миром, что готовы отдать псам и свиньям все самое дорогое, лишь бы они Вас не трогали? Отдать Ваши верования и убеждения? Но Господь говорит: не делайте этого, не заключайте позорной сделки с псами и свиньями.

* * *
Писание говорит, что мы – святые у Господа. Мы призваны Господом, чтобы ходить по этой земле в святости, святить свой жизненный путь. Никакие добрые преобразования в нашей жизни не могут быть устойчивыми, если мы не станем освящать себя и свою семью по Слову Божиему. Как говорится, из горького источника не потечет сладкое.

А если мы святы, то это означает, что Господь не хочет, чтобы мы давали себя, точнее – свою сущность, псам этого мира. Можно общаться с ними, но общаться так, как это делал Иисус. Да, Он ел и пил с грешниками. Но разве Он одобрял их, поддерживал во грехе, утверждал на пути греха? Цель Его общения – исправление заблудших, исправление тех, на кого иудейская синагога махнула рукой. Общение с грешниками с этой благородной целью – прекрасно. Совсем другое дело – поступаться собой, предавать себя. Вы ценны в глазах Господа. Так не бросайте себя в грязь. Не отдавайте себя псам и свиньям этого мира, всему нечистому, что осквернит нашу душу и тело. Псы пожрут вас, растерзают. От вас, как христианина, ничего не останется.

Разумеется, нам заповедано проповедовать Евангелие всему миру. Вся беда только в том, что псы и свиньи сознательно попирают ногами Благую Весть. Учение о подчинении Господу и Его Слову приводит их в ярость.

3. Христос дает нам решение: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Вместо того чтобы пытаться договариваться с псами и свиньями, заигрывать с ними, давая им все самое дорогое, обратите свои взоры к Небесам. Обратитесь к Отцу нашему Небесному. Бог пошлет Вам помощь, даст мудрость и укажет, что делать. Разве Он не знает Вашей нужды?

Обратитесь, наконец, за помощью к братьям и сестрам. Конечно, наши общины еще очень молоды. Все мы, в сущности, дети во Христе. Большинство проблем, которые нам приходится решать, возникают по причине нашего юного христианского возраста. Но мы не оставлены, у нас есть Наставник.

Кроме того, мы быстро растем. Находясь среди народа Божиего, разделяя его радости и беды, совместно постигая пути Господни, мы приобретаем столь необходимый нам духовный опыт. В сущности, только в общине и может происходить духовное взросление христианина.

Что ж, дорогие братья и сестры! Будем твердо уповать на Отца нашего Небесного, и да упасет Он нас от псов и свиней этого мира. Будем помнить, что мир с ними не купишь ценою своих святынь.

Аминь!
Дата/Время: 26/04/03 20:09 | Email:
Автор : Евгений Каширский

сообщение #030426200929
____________КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ НА ТЕМУ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА,
гл. 13: 21-30
ПРЕДАТЕЛЬСТВО-2
(23.03.03)
1. Как сказали бы мы сегодня, Иисус владеет ситуацией, ибо знает все. Тем не менее, мы читаем, что Иисус возмутился духом, предвидя предательство. Его обращение к ученикам несколько возвышенно: «истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Иисус не говорит, кто именно предаст. Проще всего объяснить это тем, что разоблачение предателя расстроило бы ход событий, хотя это и не совсем так. Как бы то ни было, нам достаточно того, что Иисус предваряет будущее сообщением о факте предательства. Сообщение есть подготовка учеников к тому, что произойдет. Вместе с тем, слова Иисуса заставляют присутствующих невольно задуматься: а не меня ли имеет в виду Иисус?
Человек по имени Иуда сидит рядом, слушает, принимает участие в общей беседе. Он такой же, как все…
2. Вспомним, что ученики возлежали вокруг стола. Опираясь на левый локоть, правой рукой брали еду. Из чтения Евангелий можно сделать вывод, что в тот вечер рядом с Иисусом, по всей видимости, возлежали Иуда и Иоанн. Это означало, что Иисус им позволил (предложил?) занять наиболее почетные места по представлениям того времени. Причем Иоанн, образно говоря, держал голову на груди Иисуса, то есть он возлежал перед Иисусом, и ему было достаточно чуть откинуться назад, чтобы его голова оказалась у груди Учителя. Похоже, Иуда возлежал с другой стороны, поскольку он говорит с Иисусом без помех. Помните, Иуда хладнокровно спросил: не я ли, Равви? Иисус ответил: ты сказал (Мф.26:25). Господь не без умысла дал ему это почетное место. Петр же сидел в отдалении, ему приходится делать знак Иоанну (как мы понимаем, знак тайный), чтобы тот спросил у Иисуса о предателе. Очевидно, Петр нисколько не сомневается, что Иоанн предателем быть не может, и еще более Петр уверен в себе! Иоанн, заметив знак, не поворачивается к Иисусу, но отклоняется назад и шепотом спрашивает. Иисус так же тихо отвечает: «тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». Никто из других этот разговор не слышит.
Насколько очевиден ответ Иисуса? Нам естественно ответить: «да, очевиден», вот сейчас Иисус передаст кусок хлеба Иуде, и предатель будет выявлен. Иисус, действительно, обмакивает кусок и передает «Иуде Симонову Искариоту». (Обратите внимание, как подробно записано имя, уважительно записано, что-то вроде «Ивану Ивановичу Иванову».) Характерен жест Иисуса. Подать кусок есть знак благоволения (как и приглашение занять место рядом). Мы можем истолковать этот жест как последний призыв к Иуде одуматься. Интересно, как этот жест истолковал сам Иуда? Возможно, он подумал: Иисус не догадывается, что в моей душе, иначе бы … По крайней мере, нам ясно, что Иуда не переменяет своих мыслей. Только после отвержения последнего жеста-призыва Иисуса в Иуду входит сатана, и только тогда Иисус говорит знаменитое: «что делаешь, делай скорее», поскольку, вполне вероятно, сам Иуда не планировал совершить предательство именно в этот день, на этой неделе…
Почему же Иоанн не понял ответ Иисуса? Почему жест о предателе остался для него загадкой? Над тем, что ученики ничего не поняли, немало потешались атеисты – вот, дескать, каких ученичков набрал ваш Господь, только слабоумный не поймет… Но, согласитесь, это нам ясно, о каком предательстве идет речь, как ясно и то, что оно совершится в ближайшие часы. А тогда было совершенно непонятно, о каком предательстве вообще идет речь? когда оно должно произойти? Уход Иуды мог быть вызван разными обстоятельствами. И когда ученики спрашивали: не я ли? они думали, что речь идет об испытаниях! кто-то из них сознается под пытками римлян, выдаст, отречется… И надо признать, они все еще не вполне сознавали, отчего Иисус должен быть предан? что Он такого сделал, чтобы быть преданным? И уж совсем невероятно, чтобы Иисус мог поощрять предателя совершить задуманное как можно скорее…
* * *
Немало людей ломало голову над вопросом, почему же Иуда предал Иисуса? Разумеется, нам не дано знать мысли Иуды, но несомненно, что этот человек спрашивал себя: куда я попал? кто эти люди, каковы их цели? Нам также очевидно, что в конце концов он принял решение: мне невозможно быть вместе с этими людьми.
К сожалению, люди, подобные Иуде, наполняют мир. Они входят и в христианскую общину, общаются с нами, делают общее дело, и вдруг – у них созревает замысел уйти, что часто равнозначно предательству. У нас не может не возникнуть вопрос: когда же человеком овладевает помысел предать? когда им делается самый первый шаг? от малейшего неудовольствия, первого разочарования: «а, вот как здесь», – у него протягивается ниточка к мысли о предательстве? Предающий начинает вновь мыслить в категориях: «я – они», от разбитого «мы» переходит к прежнему «они». «У них вот как здесь, и это неправильно»… Он копит раздражение, задерживает внимание на обидах … и вот последняя обида, последнее разочарование, – и человек предает.
Скажем также и о таком виде предательства, как предательство единства. Чаще всего оно порождается страстью к любопрению. Редко какому собранию людей, не исключая христианскую общину, удается сохранить себя без разделений и расколов, что есть частный вид предательства прежнего единства. Все начинается с небольшого разногласия, еще все благодушны, снисходительно доказывают непонятливому чудаку всем известную истину, на его сторону едва ли встанет один, такой же чудак, о, они думают, что вместе они сильнее, их убедили, как можно не убедить? даже ребенок поймет нашу истину, но они почему-то не вполне убеждены, у них еще один глупый вопрос, и даже, о наглость, в глубине души они остались при своем мнении, и когда появилась возможность они вновь заводят разговоры на те же темы, только теперь у них есть кое-что новенькое, так – две-три новых мыслишки, и все же к ним прислушалось несколько неустойчивых, эти всегда ко всему прислушиваются, а смутьяны все более утверждаются, как им кажется, в своей правоте, все настойчивее излагают свою, видите ли, правду, и опять приходится принимать меры, разводить дискуссии, и все это большая забота и печаль, так хочется найти какой-нибудь аргумент, чтобы прихлопнуть этих вечно вопрошающих, чтобы они замолчали, но, как нарочно, подходящего мощного аргумента не находится… и приходится ввязываться в беспрестанные диспуты, которые ведут лишь к дальнейшим расхождениям, нагромождению новых отношений, непривычной прежде дипломатии, а как все хорошо было раньше, просто и ясно, и неужели это прежнее не вернуть, и надо смириться с разрывом в отношениях?.. Всякое разногласие, в сущности, есть отход. Всякий отход приводит к еще большему разногласию, и так до полного разрыва. Таковы причины многих и многих расколов, начинающихся с вполне невинных вопросов и сомнений. Понимают ли те, кто имеет страсть к любопрению, что они убивают единство общины? И тем самым предают свою общину?
3. Мы читаем, что Иуда, замыслив предательство, ушел в ночь. Ушел от света во мрак. Что ж, такова судьба всех предающих Иисуса, предающих своих братьев и сестер. Судьба эта незавидна. Даже если эти люди нашли вполне благовидный предлог, чтобы уйти. Ибо они уходят от света Христова.
По милости Божией наша община наслаждается единством мира и любви. Будем же молить Господа, чтобы Он и далее сохранил наше единство и нашу любовь друг ко другу. Чтобы нам неведомы были предательство и расколы. Слава нашему Господу Иисусу Христу! Аминь.
Дата/Время: 10/04/03 15:05 | Email:
Автор : Евгений Каширский

сообщение #030410150514
____________КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ НА ТЕМУ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА,
гл. 13:18-20
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
(16.03.03)
1. Сегодня мы поговорим о предательстве Иуды. Как нетрудно заметить, его поступок весьма впечатлил Иоанна – апостол неоднократно возвращается к воспоминаниям об этом человеке. Евангелие показывает, что Иуда пользовался уважением. Именно поэтому его предательство весьма сильно отозвалось в душе учеников…
2. Иисус, говоря о предательстве, приводит слова из Писания: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс.40:10). Пророческие слова псалма должны были исполниться, и они исполнились – и по отношению к Иисусу, и по отношению к Иуде. Враг до времени мирен, представляет себя другом (совместная трапеза символизирует дружбу), ничем не выдает своей ненависти, да и есть ли у него ненависть? но приходит время, и он наносит предательский удар – друг, образно говоря, «поднял пяту». Перед глазами возникает образ лошади, ударяющей копытом. И обратите внимание: речь идет о пяте Иуды, омытой Христом.
Можно представить, какое разочарование испытали ученики, когда услышали известие о предательстве! Как? среди нас есть предатель? Среди тех, кто выдержал столько испытаний! Мы же все оставили, пошли за Иисусом, проповедовали, исцеляли. С кем же ходил предатель, когда Иисус послал учеников проповедовать? Почему никто ничего не заподозрил? Как это все печально. Ведь это значит, что у нас так же, как у всех людей?! Вот что обидно: у нас, как у всех людей. [Заметьте, как возмущаются иные люди, когда видят в Церкви те же проблемы, что и в мире. Они-то были убеждены, что в народе Божием таких проблем и вовсе нет...]
Ученики в растерянности. Разве их Учитель не может обезопасить Себя от врагов? Неужели Его можно предать, как обыкновенного человека? А может быть, враг уже здесь, проник сюда! и здесь совсем небезопасно… Между тем, Учитель, предсказывая предательство, желает укрепить их веру. Позже ученики это поймут и оценят. Да, будет предательство, но это событие предопределено Богом. Предопределенное непременно свершится, варианта номер два не существует, более того, ничто иное не имеет права на существование. Поэтому предательство неотвратимо надвигается из будущего. Сообщение о нем дано не для его предотвращения, но для утверждения учеников в том, что Иисус знает будущее и принимает его. Иисус – вовсе не беспомощная жертва. Ведь если Он знает будущее, Он мог бы предотвратить его, вмешаться в ход событий… выявить предателя, «обезвредить» его. Но Иисус не разоблачает Иуду и не предотвращает предательства. И это значит, что план Божий будет осуществлен именно таким образом. (Тем не менее, грех Иуды лежит на нем самом, поскольку он впустил в свое сердце соблазн, и горе тому, через кого приходят соблазны…)
Почему же нас так изумляет предательство Иуды? Неужели потому, что Иуда был одним из учеников Христа, ходил за Ним вместе со всеми? Критерием истинной принадлежности ко Христу не является ни пребывание среди учеников, ни исполнение того, что делают все. Критерием является избранность – избранность к спасению. Учитель избирает Своих. Неизбранные уходят, то есть предают. Неизбранный Иуда не кается и не может покаяться (потому что покаяние есть дар, милость Божия).
Иные люди склонны забавляться мыслью: а вдруг Иуда покаялся бы, отвратился от своего замысла. Что тогда? Испорчен план спасения? Нет, конечно. Даже если мы допустим возможность исправления Иуды, на дело спасения это не повлияет. Отменить дело спасения невозможно. К сожалению, предатель всегда найдется, даже в самый последний момент объявится: вот я! Во-вторых, для распятия Христа иудеям, собственно, необязательно нужно было искать предателя, распяли бы и так. Но предатель находится в лице Иуды. Другими словами, Бог попускает Иуде предать Иисуса. Желание учеников найти в предателе задним числом недостатки, которые объяснили бы, почему он предал, по-человечески понятно. Несомненно, впоследствии учениками было переосмыслено каждое его слово. Например, Иуда упрекает Марию за то, что она разбила алавастровый сосуд и вылила миро на ноги Иисуса (Мк.14:3; Ин.12:3-6). О, теперь понятно: Иуда предал, потому что был корыстен и хотел скрыться с кассой общины. (Мы не сомневаемся, с Иудой было именно так, но, думается, что у него были и другие мотивы.)
3. Писание показывает, что Христос был предан одним из тех, кто числился среди близких учеников Христа. Что ж, пример первой общины показывает, что предательство может проникнуть всюду. Церковь не является исключением. Люди предают, оставляют братьев, придравшись к какому-нибудь пустяку, сославшись на «важную» причину, а то и без предлога уходят тихо, по-английски… просто перестают появляться. Еще вчера всеми уважаемый брат нес служение, а сегодня он сообщает о своих внезапно переменившихся планах на будущее, теперь ему с нами, видите ли, не по пути, и он уходит.… Но почему нас так обескураживает встреча с предательством? Неужели мы все еще убеждены, что «быть с нами» люди почитают за счастье? и нас, таких славных, невозможно предать?… Не надо о себе мечтать. Если предали Христа и апостолов, то почему мы должны быть от этого избавлены?
Слово Божие призывает нас исполнить свой долг, что бы ни произошло. Даже если многие нас оставят и предадут. В конце концов, это неважно, это не влияет на план Божий. Победа будет за нами. Предатели не побеждают. Аминь.
Дата/Время: 09/04/03 20:57 | Email:
Автор : Евгений Каширский

сообщение #030409205710
____________КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ НА ТЕМУ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА,
гл. 13: 12-17
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ
(09.03.03)
1. Сегодня мы рассмотрим вопрос о взаимосвязи между учением Христа о служении людям и общиной (собранием учеников).
2. После того, как Иисус омыл ученикам ноги, Он спросил их о смысле совершенного Им действия. Возможно, Он дал им время подумать. Молчание учеников выдает их недоумение и смущение. Кто-то из них размышляет: «Учитель упрекает, что у нас не вполне чистые ноги… мы с неумытыми ногами возлегли к столу. В следующий раз надо будет тщательнее следить за собой». Другой вспоминает, что Иисус как-то говорил фарисеям о неумытых руках. Получается, что неумытые руки допустимы, а ноги – не допустимы…
Иисус прерывает их молчание. Он начинает пояснение с их привычного к Нему обращения. «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то». Иисус согласен с подобным обращением. Он, действительно, есть Учитель и Господь. Учитель Иисус омыл ученикам ноги. Если они принимают Его Учителем, то должны принять Его учение об отношении друг к другу. Истинные ученики беспрекословно выполняют наставления учителя. В этом смысл ученичества и залог успеха учения. Для любого учения гораздо важнее, чтобы ученики исполняли его (жили по нему), продолжали его, чем так называемое творческое развитие. Если учение служит лишь предметом рассуждений, то будущее его печально.
К сожалению, не все ученики поняли, что передал им Учитель. В последствии из омытия ног было сделано нечто вроде театрализованного представления. Это продолжается и до сих пор. Даже в протестантском журнале я как-то видел фотографию: пастор одной из церквей омывает ноги сидящим перед ним женщинам… женщины изображают эмансипацию, пастор – благородное равенство.
Христос говорит, что Он омывает их ноги не ради одной чистоты. Иначе достаточно было бы просто указать, попросить, ограничиться возлиянием воды. В конце концов, сами могли бы потрудиться. Нет, этот пример учит Христову отношению к ближнему. Упомянем, что даже для того времени омытие ног другому человеку – вещь не повседневная, необычная. Тогда это был труд рабов или детей (по отношению к родителям). Ученики Христа призваны проявлять любовь и смирение по отношению друг ко другу – любить, как любят родные по крови, и быть смиренными, как должны быть смиренны рабы по отношению к господам. (Один богослов заметил, что ученики Христа с радостью омыли бы Его ноги, но друг другу?..)
Отметим здесь весьма важный пункт. Христианство учит нас помогать человеку, попавшему в беду. Вне сомнений, всякий, увидев окровавленного путника, лежащего близ дороги, обязан ему помочь. Но разве это равнозначно омытию ног? Омытие ног не является необходимостью. Это проявление смирения, сознательное умаление себя. Христос говорит нам: Мои ученики не должны превозносить себя. Нетрудно представить, как это место из Писания разочаровывает всех мечтателей о себе (Рим.12:16)!
Христос подчеркивает: мало помочь деньгами или советом, участвуйте в помощи, буквально говоря, своими руками. Участвуйте в заботах другого человека непосредственно, частью самого себя.
* * *
Это не может не привести нас к размышлению о роли общины. Вы видите, сколь возрастает важность общины именно в такой трактовке христианского учения? Не говорите о любви ко всему миру, о своем желании омыть ноги всему человечеству, проявите любовь к своей общине, к конкретному народу Божиему. Именно эти люди доступны вашей любви и заботе. Они по истине ваши ближние.
Я рад, что многие библейские христиане нашей страны живут именно так – являя любовь и заботу к ближнему. Рад тому, что и в нашей общине утвердилось доброе правило оказания помощи нуждающимся. Мы перестали отнекиваться от работы, а помощь – это почти всегда работа, мы научились принимать в свое сердце проблему брата или сестры. Только так можно стать ближе друг другу. Заодно и внести вклад в нашу идеологическую задачу: показать России истинный дух библейского христианства. Дух этот, вопреки глупому веберовскому мифу о протестантском индивидуализме, – дух общинный, если хотите, соборный, коллективный.
3. Христос говорит ученикам: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». Разумеется, для праведной жизни важно знать учение Христово. Ученики, по всей видимости, знают наставления о смирении и служении ближнему. Но вопрос в том, исполняют ли они слова Христа? Вряд ли… если они, как мы помним, величались друг перед другом, кто из них больше. Истинная же великость является в служении людям. Сын Божий явил Свое величие тем, что пришел в этот мир служить людям, не гнушаясь омывать ноги Своим ученикам, не отвергаясь позорного в глазах людей служения на Голгофском Кресте.
Что ж, да благословит нас Отец Небесный быть примерными учениками нашего Учителя и покорными слугами нашего Господа Иисуса Христа. Слава Ему! Аминь.

Дата/Время: 19/03/03 09:54 | Email:
Автор : Евгений Каширский

сообщение #030319095448
____________КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ НА ТЕМУ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА,
гл. 13: 6-11
СВОЕВОЛИЕ
(02.03.03)
1. Господь являет делом любовь к ученикам, давая им пример, как надо поступать по отношению к ближним. Заметим, что Иисус омывает ноги не всему миру, не первым попавшимся на улице, пример дан именно ученикам.
Между тем, идея служения понятна не всем …
2. Мы видим, что действие Иисуса не встречает возражений учеников, они почтительно молчат, когда Иисус омывает им ноги. Понимают ли они? Возможно, что не понимают, но они молчат. И только, когда Христос подходит к Петру – раздается протестующий голос. Петр не хочет, чтобы Иисус омывал ему ноги. Почему? Петр считает, что это недостойно Учителя. Так не принято в приличном обществе. Если у нас – приличное общество, то пусть будет как у всех: ученики должны служить учителю. На это Иисус отвечает: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». После – это когда Святой Дух осветит разум учеников. Заметим: действия Иисуса не всегда нам понятны, не надо хвалиться, что мы всегда все понимаем, но и не стоит этого смущаться. Порой Христос не сразу дает понимание. Просто иной раз лучше смиренно принять ситуацию, и не возмущаться Провидением Божиим.
Но Петр недоволен объяснением Иисуса. Он как бы говорит: чего тут понимать? все и так ясно! Ему все «ясно», и потому он отвергает слова Господа… Не просто отвергает, но заявляет категорично: «не умоешь ног моих вовек». Дескать, я и слушать не хочу. Никакие объяснения не помогут, меня не собьешь. Моего участия в этом не будет. Все принимаю, а это – нет. Заметьте, как порой незаметно наше смирение переходит в гордыню и ропот на Господа. Всякий ужаснулся бы, если бы ему сказали, что он выступает против Христа. Другое дело, что человек часто убежден, что в его взаимоотношениях с Господом все в порядке.
Иисусу приходится сделать Петру предупреждение: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Предупреждение меняет мнение Петра, его ответ являет собой, так сказать, поворот на 180 градусов. Он уже просит омыть ему не только ноги, «но и руки и голову». Являет ли собой эта просьба смирение и послушание? К сожалению, нет. Петр продолжает указывать, что делать Христу. И он по-прежнему не понимает смысл происходящего.
Заметим, как трудно людям смиренно принимать указания Христа! Они предпочитают принудить Господа согласиться с их представлениями о правильном и неправильном.
* * *
Почему же Христос говорит, что надо омыть только ноги? Представим себе, что омытый человек идет босым или в сандалиях на пир. Да, он приходит чистым, однако ноги его загрязнились…
Жизнь человека – это его постоянное соприкосновение с грязным, нечистым. Сколько раз, например, иным христианам приходится кривить душой на работе. Ведь надо поддержать свой коллектив, так сказать, подыграть команде. Порой от христианина требуется лишь промолчать, когда своя команда делает что-либо не вполне честно… но если он не будет с ними заодно, его уволят. Как в таких случаях быть христианину? С одной стороны, он общается с людьми мира сего, участвует в их делах, и это огорчает его душу, с другой стороны, бросаться работой нельзя, на нем лежит ответственность за семью, за близких… да и есть ли такая работа, на которой все будет идеальным? Неудивительно, что порой нашего христианина берет отчаяние. Он не знает, как ему быть.
Христос учит, что нам не следует успокаивать себя тем, что грязь мира сего – объективный факт, и потому не стоит о ней беспокоиться. Нет, нам нельзя смиряться. Нам нужно постоянно очищать себя – размышлять о своих путях, через размышление приходить к молитве и покаянию, покаяние в свою очередь подвигает изменить свою жизнь, способствовать распространению христианских принципов в окружающем мире. Наконец, Господь предоставляет возможность найти такое место работы, где не нужно будет принимать участие во лжи, пусть даже эта работа будет не так выгодна. В конце концов, иногда надо чем-то и пожертвовать.
3. Итак, Своим примером Христос говорит о служении людям. Одновременно Он учит послушно выполнять то, о чем говорится в Его Слове. Люди же склонны предъявлять Христу свои требования или добавляют к Его Слову свои собственные воззрения. Я уж не говорю о явных нарушениях Слова Божиего, когда к единственному образу Божиему – Христу добавлены другие образы. То, что Христос – единственный наш Спаситель и Ходатай пред Богом, с этим никто явно не спорит, но на деле прибегают к множеству так называемых заступников (читай: спасителей), которые полностью заслоняют Христа. Но что говорить о традиционных нарушителях Слова, если даже библейские христиане пытаются предписать Богу, что Ему делать. Может быть, это объясняется усталостью и духовной ленью… Да, наше христианское сообщество продвигается вперед, но есть масса уставших, желающих, чтобы их больше не беспокоили. И что удивительно, они проявляют усталость как раз тогда, когда Господь дает им то, чего у них раньше не было: достаток, свободное время, мир и безопасность. Раньше они были в стесненных условиях, и постоянно находились у ног Господа. Теперь сытая и безмятежная жизнь вызвала у них желание отстать от идущих по пути Господнему, а то и вовсе устроить «пикник на обочине». Такой христианин пытается заключить с Господом свой «договор»: Ты меня не трогай, а я в меру своих сил (так и быть) буду делать время от времени что-нибудь доброе … Дай мне насладиться тем, что Ты дал мне.
Но как не быть вечно Господу пренебрегаемым, так нельзя предписывать, что Ему делать. Господь отвечает всем, подобно Петру, спорящим с Ним: если не будешь исполнять Моих Слов, «не имеешь части со Мною». Иметь часть с Господом – это означает быть спасенным. Только полное послушание Господу, только отбрасывание своей воли дает нам блаженство иметь часть со Христом.
Жаль, что еще так много христиан самонадеянно нарушает Слово Писания, думая, что они по-прежнему имеют часть с Господом. К сожалению, и мы с вами часто не слишком отличаемся от Петра, спорящего с Господом. Что ж, будем молиться, дабы нам всем смирить себя пред Иисусом, полностью отринув какое бы то ни было своеволие и упрямство. Аминь.
Страницы : 1 2 3 4